Газета
  1. Газета
 06 августа 2012, 13:20  

Пермская киномания

Пермская киномания
О том, как сделать Пермь кинематографической столицей и заработать на этом, рассказал директор КГАУ «Пермкино», режиссер Павел Печенкин.

 Павел, сейчас много говорят о создании в Пермском крае кинокомиссии. Как бы вы сформулировали ее основное назначение?

— Кинокомиссия помогает некинематографическим городам стать средоточием событий, связанных с кино и, соответственно, активностью людей, в том числе и в сфере бизнеса. 
С точки зрения бизнеса насколько интересно Пермскому краю иметь свою кинокомиссию?
— Это выгодный бизнес-проект: на 1 рубль вложения отдача составляет 4 рубля. При этом бюджетные вложения выполняют роль «трубы», по которой приходят деньги инвесторов, федерального бюджета и тех кинокомпаний, которые приедут сюда снимать фильмы. 
Бюджет фильма — это аренда аппаратуры, транспорт, питание, актеры. Яркий пример — фильм «Географ глобус пропил» — москвичи снимали в пермской школе и на Усьве, заняты были пермские актеры и школьники, пермяки работали и в киногруппе, и на вспомогательных работах, предоставляли транспорт и другие услуги. Создание рабочих мест — одно из положительных «последствий» появления кинокомиссии.
В конечном итоге это инвестиции в местный малый бизнес, причем в таком мультиплицированном варианте: хочешь помочь развитию кино — вложи один рубль и получишь четыре. Вот это и называется современная креативная экономика.
В мировой практике кинокомиссии бывают частные и бюджетные. По какому принципу будет работать пермская?
— Разумнее всего в Перми делать бюджетный вариант. В Питере, например, есть государственная и частная кинокомиссии, но это Питер, где снимается 30—40 фильмов в год, не считая сериалов. 
Уже известно, какой фильм станет первым для пермской кинокомиссии?
— Если все договоры будут подписаны, то, скорее всего, первенцем будет «Сердце Пармы», писатель Алексей Иванов готов уступить права, режиссер Павел Лунгин готов снимать.
При этом Лунгин сначала делает свой фильм, а потом готов передать все декорации и часть актеров съемочной группе одного из центральных телеканалов, а они будут снимать уже сериал (12 серий). Так устроен этот бизнес. Бюджет фильма около 10 миллионов долларов, и у телеканала каждая серия по миллиону долларов стоит. Этот проект мы хотим запустить в 2014 году, в 2015-м пройдут съемки, следующий проект начнется в 2015-м, закончатся в 2017-м съемки, дальше так и пойдет. В планах есть игровые фильмы про Стефана Великопермского, архитектора Воронихина, картина по книге Юрия Тынянова «Гражданин Очер» и много еще интересного.
Кроме того, должны быть предусмотрены деньги, чтобы раз в два года давать их пермякам на дебюты в области игрового кино.
Есть ли у них необходимый опыт? Среди пермских кинематографистов полнометражный игровой фильм, вышедший в прокат, снимали только Вы. 
— Так и надо давать деньги на дебютные фильмы! Люди талантливые у нас есть. В этом году фильм Алексея Романова «Полено» попал в программу короткометражек Каннского фестиваля. А сам Романов при этом сейчас занят в съемках «Реальных пацанов». Еще три года поснимает «Пацанов» и будет потерян для кинематографа, его надо срочно запускать в игровое кино. Есть и другие ребята: Галя Красноборова два года собирается снимать игровой фильм, уже есть сценарий и актеры, а финансов нет.
Вот эта деятельность также лежит в русле работы по созданию кинокомиссии.
Но у нас нет киношколы игрового кино?
— А кинокомиссия — это есть киношкола, учиться игровому кино можно только на съемочной площадке, самому принимая участие в съемках фильмов. Даже написанию сценария не научишься без практики. Вот чем ВГИК хорош: там выделяют деньги на курсовые работы и студенту есть чем платить за площадку, свет, звук. У нас этих денег нет, и роста у кинематографистов нет.
Вы пятый год преподаете в институте культуры, разве там нельзя создать киношколу?
— Институт культуры не сделал ничего для появления киношколы. Официально в вузе есть киноспециальность, а на деле это только слова. Студенты окончили уже четвертый курс, а для них не закуплено ничего: ни аппаратуры, ни кинокамер, ни компьютеров, даже комнаты своей у студентов нет. Они все годы учебы у меня в «Пермкино» с утра до вечера обитают, здесь и фильмы смотрят, и работают, на студии «Новый курс» занимаются. Главное — среди них есть по-настоящему интересные талантливые ребята, если все у них сложится, они станут гордостью Пермского края. Например, Костя Салтыков просто изобрел свой кинематограф, создал свою авторскую эстетику, а условий для съемок у него нет. Институт культуры дает высшее образование, но к кинообразованию это не имеет отношения.
А как быть с инфраструктурой?
— Инфраструктура — это кинофабрика, то есть здание, где есть павильоны и аппаратура. Это не проблема, мы даже денег на это не просим у государства, все сделают частники и будут сдавать в аренду. Строго говоря, кинофабрика — не обязательная для работы кинокомиссии вещь, но если бы, скажем, у нас был павильон, то съемочная группа «Географ глобус пропил» использовала бы его, а не доснимала фильм в Москве.
Киногруппам это выгодно?
— Конечно, зачем через полстраны гнать сюда трейлер с осветительной аппаратурой, когда легче взять в аренду на месте. И чем больше будет таких услуг, тем больше денег останется на месте съемок. Для этого кинокомиссия прилагает все усилия, создает базы данных имеющейся аппаратуры, площадок, портфолио артистов, в том числе массовки, мест для натурных съемок. Затем все это презентуется на международных и российских кинофестивалях, рассылается по киностудиям, а режиссеры уже выбирают. 
Фильмы в основном снимают там, где есть павильоны или натура.
С натурой нам повезло?
— Да, режиссеры наш край любят. В Соликамске можно снимать Москву до 1812 года, в Кыну — все, что связано с горнозаводской цивилизацией, Хохловка — готовая декорация для фильма о России ХVII—ХVIII веков. Особняком стоит Кунгур, там сохранилось все для съемок натуры русского города, начиная с конца ХIХ до начала ХХ века. И, конечно, природа: от гор Северного Урала до лесостепи.
Получается, что почти все основные вопросы с созданием кинокомиссии уже не вызывают сомнений?
— Есть еще один — финансовый вопрос. В Европе в среднем одна съемочная группа оставляет на месте съемок за неделю пребывания около 1 миллиона долларов. На Западе это поняли давно, и там используют финансовые аргументы для привлечения съемочных групп и предоставляют им налоговые льготы, тем самым возвращая часть сумм. И это серьезные цифры — налоговые льготы доходят до 30 %. Я понимаю, что у нас решить этот вопрос на государственном уровне просто нереально, значит, надо найти какой-то финансовый механизм на краевом уровне. Например, можно оплачивать киногруппам отдельные статьи расходов, тем самым, по сути, и предоставляя льготу.
Если этот вопрос решится, то можно будет разрабатывать долгосрочную целевую программу развития киноиндустрии в Прикамье и выводить Пермский край в число кинематографических центров мира. И это вполне реально.
Все новости компаний