26 июня в Пермской государственной художественной галерее открылась неприметная, но символичная выставка современной деревянной скульптуры. Лучшей площадки для представленной экспозиции, пожалуй, было не найти. «Издавна на пермской земле жили и творили мастера-резчики, создавшие произведения деревянной скульптуры для местных церквей и храмов. Впоследствии сохранившиеся предметы стали основой уникального собрания деревянной скульптуры Пермской художественной галереи», — сообщает аннотация к выставке.
Действительно, экспонаты новой выставки расположились по соседству с «пермскими богами» — визитной карточкой не только галереи, но и всего культурного пространства края. Творчество мастеров прошлого вступает в активное взаимодействие с работами наших современников, на стыке этих полей возникает ощущение причастности к общечеловеческому закону сохранения исторической энергии.
Особенностью выставки является то, что произведения искусства создавались здесь и сейчас: в Перми с 1-го по 25 июня. Работа над проектом, разумеется, началась заранее: группу художников собирали со всего мира, они «исследовали» и познавали коллекцию пермской деревянной скульптуры и на основе своих впечатлений делали «римейки» известных образов и сюжетов.
На открытии выставки, где по какой-то дичайшей несправедливости присутствовало от силы полтора десятка зрителей, и. о. директора ПГХГ Юлия Тавризян подтвердила: смысл проекта в том, чтобы найти общий знаменатель для классического и современного деревянного искусства, отыскать живую связь между первым и вторым, создать условия и пространство для их единения.
Евгения Кудрина, участница и куратор выставки:
— Скульпторы все разные, но при этом одинаковые. Собрать их вместе означает подчеркнуть их различия и одновременно указать на схожесть.
Москвич Сергей Антонов, еще один член группы скульпторов, рассказал, что деревянные боги, виденные им в прошлом, отчасти оказали влияние на его дальнейшее творчество.
«Эпицентром» выставочной композиции являются работы Марии Калмыковой. Протяженные и хрупкие, почти ломкие произведения изображают высокого мальчика-ангела и словно бы выброшенную на берег рыбу. Вытянутые позы и устремленность в направлении собственного пути (ангел, хоть и стоит смирно, но весь обращен вверх, а «Большая рыба», безусловно, устремлена туда, откуда она явилась) наделяют скульптуры ощутимым напряжением и внутренним конфликтом.
Еще более примечателен Олег Жогин с его «Сидящим ангелом» и «Пространством Троицы». В лаконичных и неброских скульптурах главное — расположение персонажей, намек на знакомые сюжеты, исполнение материала. Решенные в постмодернистской манере, произведения все-таки не оставляют сомнений касательно цели и взглядов их создателя.
Юлия Тавризян:
— Мы отдаем дань нашему негласному слогану «Живая классика — вечные ценности». Художники и кураторы выставки исходили именно из этого.
Пять наиболее ярких из представленных работ будут преподнесены в дар Пермской галерее. Выставка продлится до 25 июля.