Газета
 14 мая 2012, 13:20   1295

Забыли спросить

Забыли спросить
В администрации Перми подходит к концу разработка концепции развития пассажирского транспорта краевой столицы, но те, кто будет возить пермяков, утверждают, что их мнение никого не интересует.
В конце апреля на комитете по городскому хозяйству Пермской городской думы депутаты обсудили техзадание на разработку концепции развития пассажирского транспорта Перми. Изменения в модели транспортного обслуживания пермяков могут оказаться весьма чувствительными как для горожан и городского бюджета, так и для бизнес-сообщества. Согласно техзаданию существующая маршрутная сеть сохранится, однако ужесточится регламентация предоставления транспортных услуг, а рыночная составляющая в отношениях между пассажирскими перевозчиками усилится. Одно из самых важных изменений — переход на конкурсное распределение графиков перевозок. Конкурс на маршрут смогут выиграть несколько перевозчиков сразу, но ездить они будут по разным графикам. Эта модель транспортного обслуживания существовала в Перми до 2009 года. Также предполагается, что будет установлен новый тариф на проезд. Сейчас он составляет 12 рублей. 
Директор НП «Единый союз перевозчиков» Михаил Ухватов неоднозначно оценивает перспективу возвращения к существовавшей ранее системе. По его мнению, это решение может лоббировать депутат Пермской городской думы Алексей Ковыев, который до 2009 года занимал пост начальника департамента дорог и транспорта администрации Перми. «Ненормально, когда человек, который является чиновником, сначала ломает эту систему, а потом, когда становится депутатом, пытается к ней вернуться. Создается впечатление, что кое-кто по неясным причинам просто перекраивает отрасль под себя», — отметил эксперт. В личной заинтересованности разработчиков техзадания и концепции уверена индивидуальный предприниматель-перевозчик Наталья Шитягина. Она считает, что депутаты, наоборот, не пойдут на изменение существующей схемы «один перевозчик — один маршрут», так как сейчас на нее завязаны бизнес-интересы «большого числа лиц». Однако в целом возврат к старой модели г-жа Шитягина считает правильным: «Сейчас у тебя либо прибыльный маршрут, либо очень «хилый», убыточный. В 2009 году кто-то получил все, а другие — почти ничего. Для бизнеса будет гораздо лучше, если можно будет зайти на несколько маршрутов сразу, например, иметь два «сильных» и два «слабых». Это даст поле для финансового маневра». Кроме того, она отметила, что в старой модели перевозчики могли подменить друг друга на маршруте, выпустив автобус по графику конкурента, если конкурент «сломается». Разумеется, на выгодных для обоих условиях. В существующей модели, если автобусы не выходят на маршрут, их просто некому заменить, кроме нелегальных перевозчиков. 
Городские власти полагают, будто бы перевозчики, оказавшись на одном маршруте, начнут конкурировать за пассажира и снижать цену на проезд ниже предельного тарифа. Его будет устанавливать администрация Перми. Ранее чиновники мэрии упоминали, что новый тариф может составить 16–17 рублей. В то же время в бизнес-сообществе не считают, что такой тариф уместно называть предельным. «Это просто экономически более-менее обоснованный тариф. Никто не будет снижать его в попытке конкурировать, так как иначе это будет работа в убыток», — поделился мнением один из собеседников «bc». Наталья Шитягина также считает предположение депутатов ошибочным: «С 2009 года цена на дизельное топливо выросла многократно. Сейчас мы заправляем на 4 тыс. руб. в день один автобус. Если цена будет 18–20 рублей, никто ее снижать не будет. Просто будет больше «гонок» автобусов на заполненные остановки — вот и вся конкуренция». 
На прошедшем в конце апреля круглом столе в городской думе депутаты отметили, что в утвержденном техзадании не учтены возможные риски для городского бюджета. «Перевозчики будут снижать стоимость проезда, привлекая клиентов, а выпадающие доходы предъявлять в качестве исков к администрации Перми. Сейчас мы тратим на отрасль 1,3 млрд рублей в год. Если мы не продумаем этот вопрос, то после принятия концепции с таким подходом можем «попасть» на более крупные деньги и выплачивать компенсации бизнесу до 3 млрд рублей в год!» — предупредил депутат Дмитрий Малютин. Михаил Ухватов согласен, что подавать иски на дополнительные компенсации перевозчики будут и дальше, однако для этого никто не будет занижать цену проезда. «Судебные тяжбы длятся по несколько лет. Чтобы получить выпадающие доходы, надо постоянно проходить длительные судебные процедуры, а это никому не нужно», — подчеркнул он. 

Комитет Пермской гордумы техзадание на разработку новой транспортной концепции все же утвердил, после чего руководитель департамента дорог и транспорта Перми Денис Гвоздев пообещал поторопиться со сроками и закончить документ до 1 июня. В то же время собеседники «bc» обращают внимание на то, что концепция обсуждается без участия бизнес-сообщества и горожан. «Ни мэрия, ни сами депутаты не позвали нас обсудить с ними техзадание, основные подходы, по которым мы будем работать. Нас не позвали раньше ни на круглый стол, ни на комиссию. Кажется, что мнение перевозчиков их не интересует», — посетовал председатель НП «Автолидер», директор компании-перевозчика «А-тур-транс» Александр Богданов.  

Поделиться:
Все новости компаний