Город
  1. Город
 16 апреля 2012, 13:20   788

Минфин платит дважды

Минфин платит дважды
Автобусные перевозчики могут взыскать с регионального и федерального министерств финансов более 40 млн рублей в качестве дополнительной компенсации за провоз льготных категорий граждан и не собираются на этом останавливаться.

За прошедшие три с небольшим месяца 2012 года частные автобусные перевозчики Пермского края обрушили целую волну исков на федеральное и краевое министерства финансов, требуя дополнительной компенсации за провоз льготных категорий граждан. В настоящее время в картотеке арбитражного суда находится более десяти свежих исков, которые уже удовлетворены в первой инстанции и ожидают повторного рассмотрения по жалобам ответчиков в Семнадцатом апелляционном суде. Всего с начала текущего года перевозчики успели предъявить финансовых претензий на сумму более 44 млн рублей. Большую часть из них — 35 млн рублей, они пытаются взыскать с Министерства финансов Пермского края, тогда как остальное должен будет возместить федеральный бюджет. В прошлые годы суд уже вставал на сторону перевозчиков, что влекло за собой новые и новые судебные разбирательства. В Министерстве финансов Пермского края оперативно прокомментировать ситуацию с почти синхронной подачей перевозчиками серии новых исков не смогли.

Директор компании ООО «А-тур-транс», и по совместительству председатель НП «Авто­лидер», Александр Богданов связывает волну исков с тем, что на сегодняшний день так и остается нерешенным вопрос о тарифах на проезд в общественном транспорте. По его словам, перевозчики и раньше были недовольны суммами компенсаций за провоз льготников, однако в суд все же не подавали. Поскольку цена на проезд не поднимается уже 4 года, а на топливо постоянно растет, перевозчики просто вынуждены требовать финансовые средства, чтобы поддерживать свой бизнес. На минувшей неделе предприниматели даже написали письмо к депутатам Гордумы, администрации Перми и краевому правительству, требуя принять экстренные меры по повышению платы за проезд до 1 мая. В противном случае они оставили за собой право «принять адекватные меры».

По словам Богданова, активная практика взыскания недостающих средств с Минфина началась в 2010 году. «Если бы у властей были аргументы, чтобы доказать свою правоту, — они бы ее доказали, но аргументов нет. Вопрос по тарифам замалчивается — то одни выборы, то другие. Да, это тяжелое решение, но пока перевозчики будут нести такие серьезные убытки, будут и подобные иски», — считает г-н Богданов.

Напомним, на владельцев автобусов, работающих на маршрутах Перми, возложены обязанности по бесплатной перевозке льготных категорий граждан по социальным проездным документам. Выпадающие доходы компенсируются из федерального, регионального и муниципального бюджетов. За 2008 год, который фигурирует в большинстве свежих исков, в бюджет Пермского края в качестве субвенций на эти цели поступило около 74 млн рублей. Из этих средств 28 млн рублей предназначалось для Перми. Автобусные перевозчики убеждены, что эта сумма была рассчитана неверно. Они утверждают, что реальная упущенная выгода значительно больше. Смелости в отстаивании своей позиции им придает судебная практика — практически во всех подобных делах за последние несколько лет суд вставал на сторону предпринимателей. Прецедентом стал удовлетворенный в 2008 году иск МУП «Пермгор­электротранс», которому удалось отсудить у краевого и федерального минфинов 1 млрд рублей дополнительной компенсации. После этого о своих претензиях объявили частники.

«Я убежден, что если бы расчеты по компенсации за льготников были верными, никто бы в суд не обращался», — рассказал индивидуальный предприниматель Андрей Целоусов. По его словам, он успешно пытается взыскать деньги уже второй год подряд. В 2012 году суд уже присудил ему почти миллион рублей, который должно возместить краевое Министерство финансов. Оценка пассажиропотока, который формируют граждане, пользующиеся проездными документами, производится из расчета 60 поездок на один проездной. Директор некоммерческого партнерства «Единый союз перевозчиков» Михаил Ухватов пояснил, что по факту один льготник ездит как минимум в два раза больше. «Если бы расчет властей, выделяющих деньги, был верен, то льготники не покупали бы проездные, а ездили за «живые» деньги. В результате получается, что даже с учетом основной компенсации перевозчик работает себе в убыток. Именно этим и вызваны иски, и так как самостоятельный расчет выпадающей прибыли, произведенный бизнесменами, правомерен — что подтверждено судом — сложилась соответствующая судебная практика». Господин Ухватов пояснил, что в этом году на компенсации за провоз льготников выделяется около 200 млн рублей, однако большую часть суммы получит «Пермгорэлектротранс», который перевозит всего 15 % пассажиров. «Кроме того, поскольку финансовые претензии перевозчиков по льготникам имеют основания, они будут предъявляться нами даже в том случае, если повысится тариф на проезд в пассажирском транспорте, и доходы бизнеса существенно возрастут», — добавил он.

Индивидуальный предприниматель Максим Старков, который также судится с краевым Минфином, подтверждает, что реальные расходы перевозчиков гораздо выше тех, которые обозначены в расчетах пассажиропотока. В этом году арбитражный суд уже присудил ему полмиллиона рублей компенсации. По его словам, успешная для предпринимателей судебная практика привела к тому, что юридические фирмы, которые имеют проценты с каждого выигранного дела о дополнительных компенсациях, сами ежегодно звонят перевозчикам с напоминанием, что пора подавать новый иск.

Поделиться:
Все новости компаний