Газета
  1. Газета
 19 марта 2012, 13:20   1683

Цифровой аналог

Цифровой аналог
Муниципальным телекомпаниям края пока не находится места в будущей госсистеме цифрового эфирного вещания. Чтобы выжить, игроки рынка готовы объединяться с телевещателями из соседних городов либо пойти на подряд к ВГТРК.

 На последнем заседании Пермской Ассоциации радио и телевидения (ПАРТ), состоявшемся 28 февраля, представители региональных телекомпаний занялись поиском своего места в сети цифрового телевидения и озадачились перспективами выживания при «цифре». Главным посылом диалога остается вопрос о возможном исчезновении небольших муниципальных телекомпаний. 

Во второй половине года Пермский филиал ФГУП «Российская телерадиовещательная компания» (РТРС) планирует осуществить запуск первого пакета программ на территории пяти муниципалитетов региона: Перми, Березников, Кунгурского, Кудымкарского и Бардымского районов. Эти территории выбраны в связи с тем, что оборудование монтируется на уже существующих объектах аналогового вещания, пригодных для установки систем цифрового эфирного телевещания (ЦЭТ). В какой последовательности произойдет дальнейшее подключение муниципалитетов региона к ЦЭТ, в пермском филиале РТРС не сообщают.
Предполагается, что цифровое эфирное вещание постепенно заменит аналоговое. Однако на первых порах аналог и цифра будут сосуществовать. Отключение регионов от аналогового телевизионного вещания по планам Минкомсвязи РФ должно произойти до 2015 г. Вместе с этим уже сейчас региональные телекомпании волнует вопрос, какое место они займут в ФЦП «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009–2015 годы» и займут ли его вообще.
Шаг первый. Напомним, что согласно этой программе для жителей страны вещание трех пакетов будет осуществляться бесплатно. Указ Президента РФ «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» утвердил каналы первого пакета. В него войдут 4 канала ВГТРК: «Россия-1», «Россия-Спорт», «Россия-Культура», «Россия-24», детско-юношеский канал «Карусель», «НТВ», «Петербург — 5 канал», «ТВ-Центр» и один региональный канал, который на конкурсной основе определит федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию при Минкомсвязи РФ (ФКК). В Пермском крае этот конкурс пока не объявлен, соответственно не опубликованы и его условия. Вместе с этим представители телевизионного сообщества склоняются к тому, что региональным для жителей края станет канал ВГТРК-Пермь. 
Шаг второй. Во 2-м пакете федерального распространения представлено 9 слотов. Конкурсантами 2-й очереди директор национальной ассоциации телерадиовещания Владимир Лившиц называет федеральные телекомпании, не вошедшие в 1-й пакет, т. е. сетевых партнеров региональных телекомпаний. По расчетам Андрея Романченко, генерального директора ФГУП «РТРС», себестоимость распространения каналов в «цифре» должна составить примерно 770 млн руб. в год, включая эфирное распространение и магистральные каналы связи. Соответственно размер конкурсного взноса для претендентов на вхождение во второй пакет, как сообщил в интервью корреспонденту «bc» Владимир Лившиц, составит от 1 до 3 % от себестоимости распространения каналов в «цифре». 
Победителем конкурса признается участник, представивший по совокупности лучшую концепцию вещания и ее технико-экономическое обоснование. 
По словам заместителя директора пермского филиала РТРС Михаила Капустина, теоретически во второй пакет могут войти и региональные телекомпании. Однако уже сейчас ясно, что второй пакет не поможет региональным телевещателям получить доступ к бесплатному времени в цифровом формате. Ведь их конкурентоспособность, по мнению консультанта отдела железнодорожного транспорта Министерства транспорта Пермского края Игоря Ускова, ставится под сомнение. Собственное вещание большинства региональных каналов составляет всего несколько часов в день. Сетевые каналы сегодня получают распространение посредством сотрудничества с региональными. Например, сетевым партнером ООО «Телевидеоцентр» в г. Березники является канал «СТС». Выиграв место в этом пакете, «сетевик» получает право вещания на всей территории страны и «прямой доступ» к телезрителям. Соответственно региональные партнеры оказываются не у дел, даже если у последних рейтинги программ выше. Кроме того, в практике перехода на цифру делать региональную вставку в пакете технически сложно и дорого. 
Шаг третий. Пути решений. Региональные телевещатели могут попытать счастье в третьем пакете. По словам Владимира Лившица, в его состав войдут 4 федеральных канала и 4 региональных. Отбором заявок региональных телекомпаний займется также ФКК. Основными критериями отбора названы: 1) самостоятельное программирование каналов; 2) объем программ собственного производства; 3) программная концепция: соотношение общественно-политических, детских, просветительских, образовательных и пр. программ; 4) популярность канала. 
По заявлению министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева, каналам с двухчасовым вещанием не стоит рассчитывать на попадание в мультиплексы. Для входа в третий пакет, по словам министра, необходимо развивать телекомпанию, с тем чтобы обеспечивать не менее двенадцати-пятнадцати часов вещания в сутки и собственное программирование.
Редактор ООО «Телевидеоцентр» в г. Березники Татьяна Кузьминых уверена, что городским телекомпаниям обеспечить нужное количество часов собственного вещания крайне трудно. Андрей Слащев, директор МУП «Телерадиокомпания «Кунгур», не исключает в связи с этим исчезновение небольших региональных телекомпаний.
Решением проблемы, по мнению Михаила Капустина, может стать самостоятельный переход «регионалов» на цифру, без включения в один из 3 пакетов. «Однако в этом случае для телекомпании это будет значить платное вещание», — отмечают в ТК «Объектив» из г. Чайковского.
По оценкам Михаила Капустина, получение лицензии и оформление цифрового канала на отдельной частоте вне конкурсов на вхождение в пакет может занять около года. Основные затраты в этом случае сведутся к приобретению передатчика. Стоимость 100-ваттного передатчика составляет порядка 600 тыс. рублей, киловаттного — колеблется в районе 4–4,5 млн рублей. В то же время такие расходы еще реальны для пермских телекомпаний, выручка которых в среднем составляет 40—45 млн рублей в год. Однако, по данным участников рынка, средний годовой доход региональной телекомпании за пределами Перми, которая осуществляет выход в эфир посредством аренды оборудования и задействованием минимального штата работников, составляет около 2,5 млн рублей. Соответственно средств на самостоятельный переход на цифру у телекомпаний из небольших городов края, по сути, нет.
Впрочем, региональные телевизионщики видят в качестве вариантов решения своих проблем — вхождение в первый пакет. Как отмечает Татьяна Кузьминых, для небольших городских телекомпаний вариантом мог бы стать выход в эфир на базе регионального канала, который на конкурсной основе будет включен в первый пакет. Таким образом, вещательные компании «переквалифицируются» в компании, которые подготавливают контент, к примеру новостной. В этом случае встает масса вопросов: на каких условиях городская телекомпания может стать парт­нером региональной, какое у нее может быть окно вещания и какие финансовые условия лягут в основу такого сотрудничества и пр. 
Директор Чусовского телевидения «Союз-ТВ» Александр Ганюшин одним из выходов из сложившейся ситуации видит объединение усилий, например, телекомпаний Березников, Александровска, Губахи, Соликамска внутри вещательной зоны с мощным передатчиком (территория края условно разделена на 10 одночастотных зон вещания, в которых возведут мощные и маломощные передающие станции) в одну крупную с собственным программированием и с большим количеством часов собственного вещания. В этом случае такая компания сможет претендовать на вхождение в третий пакет. Однако тут же возникает и конфликт интересов: жителям Александровска, например, могут быть неинтересны новости соседних районов. 
Вместе с этим Владимир Лившиц советует муниципальным телекомпаниям уже сейчас «присмотреться к возможности» неэфирного вещания. Сами телевизионщики уверены, что уход в интернет, спутник или кабель обернется для них, прежде всего, потерей аудитории. Услугой цифрового телевидения «Домашнее ТВ» от Ростелекома посредством широкополосного доступа в интернет, например, в Перми пользуется всего 23 тыс. абонентов. При этом Пермь, по словам представителей компании, является лидером по потреблению данной услуги среди городов региона. 
Между тем среди ТВ-каналов из глубинки есть те, кто обо всех этих проблемах не знает. Так, представители Бардымского телевидения в разговоре с корреспондентом «bc» с удивлением услышали о переходе на цифровое ТВ и о связанных с ним сложностях.
 
Справка «bc»
Согласно ФЦП «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009–2015 годы» к 2015 году все жители края получат доступ к ЦЭТ. В рамках программы соглашение о сотрудничестве между Пермским краем и ФГУП «РТРС» в области развития телерадиовещания планировалось подписать в августе прош­лого года, однако этот вопрос продолжает находиться на стадии обсуждения.
Поделиться:
Все новости компаний