Общество
 16 марта 2012, 19:43   5195

«Консерватория», о которой говорит Б.Л. Мильграм, не рассчитана на присутствие в ней пермских музыкантов», - обсуждение очередного проекта краевой власти

«Консерватория», о которой говорит Б.Л. Мильграм, не рассчитана на присутствие в ней пермских музыкантов», - обсуждение очередного проекта краевой власти

Как заявил на заседании Законодательного собрания Пермского края вице-премьер Борис Мильграм, практически готовы документы по лицензированию открытия консерватории в Пермском крае. При этом на сегодняшний день ведется работа в с пермским филиалом Высшей школы экономики — именно при этом вузе откроют факультет исполнительского искусства, в рамках которого и будет создана консерватория.

Такое решение пермских властей вызвало недоуменную реакцию со стороны представителей Пермского государственного института искусств и культуры, где в этом году также начнет функционировать консерваторский факультет.
«Консерватория», о которой говорит Б.Л. Мильграм, не рассчитана на присутствие в ней пермских музыкантов», - обсуждение очередного проекта краевой властиЕвгений Малянов, ректор Пермского государственного института искусства и культуры, профессор:
- К сожалению, в словах Бориса Мильграма по поводу создания в Перми консерватории много неясностей, они не развернуты и пока непонятно, каковы будут механизмы финансирования и концепция будущего учебного заведения. Мне представляется, что речь идет о некоем центре повышения квалификации уже состоявшихся высококлассных музыкантов, центре стажировки для профессионалов (главным образом, из зарубежных стран) на базе оркестра Теодора Курентзиса. То есть речь идет не о классическом формате консерватории, сложившемся за много лет в системе российского музыкального образования. Суть этой традиции – в непрерывности художественного образования, системе «предпрофессиональное – средне-специальное – высшее музыкальное образование», по праву считающееся наиболее эффективным в мире. В рамках этой системы работает и ПГИИК, сохраняя, воспроизводя и повышая творческий потенциал профессиональных музыкантов в нашем и других регионах страны.

Сохранение российской традиции непрерывного художественного образования в Пермском крае беспокоит нас, профессорско-преподавательский состав ПГИИК, во всей этой истории значительно больше. В частности, передача здания Пермского музыкального колледжа будущей консерватории, путем «уплотнения» его с педагогическим колледжем № 4 – это шаг, который может значительно ухудшить качество подготовки выпускников в звене среднего профессионального музыкального образования, что неминуемо отразится на возможности получения ими специального образования более высокой степени.

Впрочем, если «консерватория», о которой говорит Б.Л. Мильграм, скорее всего, и не рассчитана на присутствие в ней пермских музыкантов, то все происходящее становится более или менее понятным.

В свою очередь, в пермском филиале ВШЭ официальных комментариев не дают, а отдельные представители учебного заведения занимают прямо противоположную позицию.
 
«Консерватория», о которой говорит Б.Л. Мильграм, не рассчитана на присутствие в ней пермских музыкантов», - обсуждение очередного проекта краевой властиАндрей Борисов, руководитель социально-гуманитарного отделения Пермского кампуса Высшей школы экономики:
-  Я не уполномочен давать какие-либо комментарии от имени НИУ ВШЭ-Пермь. Однако у меня есть определенные представления о том, как должно выстраиваться высшее музыкальное образование в России, в целом, и в регионе, в частности. Могу поделиться некоторыми соображениями. Разумеется, не настаивая на истине в последней инстанции.
Представляется чрезвычайно важным построить в регионе такую модель высшего музыкального образования, которая не была бы замкнута на саму себя, не являлась бы «клоном» других подобных образовательных учреждений в России, представляла бы собой открытую образовательную систему, в которой нашло бы отражение всё лучшее, что есть в России, в сочетании с передовым западным опытом. Это означает широкое привлечение актуальных мастеров музыкального искусства из стран Запада, приглашение к сотрудничеству ведущих отечественных мастеров музыкального искусства, возможность получения студентами двойных дипломов: российского и западного образца. Для этого потребуется заключить договоры с ведущими музыкальными вузами, типа Джульярдской школы в Нью-Йорке. Придать динамизм процессу взаимодействия и сотрудничества с западными вузами топ-уровня. При этом надо чётко понимать, что подобный вуз готовит специалистов не только и не столько для Пермского края, сколько для страны в целом.

Необходимость открытия пермской консерватории возникла с появлением в регионе такой значимой в музыкальном мире фигуры, как Теодор Курентзис, который имеет не только харизму, недюжинный талант, но и команду, которая готова воплощать его творческие идеи. Как представляется, именно эта команда и может стать основой для проекта «Пермская консерватория». Курентзис уже сейчас является брендом. Это музыкальный «знак качества» и это символ возможностей. Уверен, что, если бы Курентзис возглавил Пермскую консерваторию, то в Пермский край с большим желанием приехали бы крупнейшие значимые музыканты мира. Они не столько заняты поиском средств к существованию (этот вопрос они решили для себя давно), сколько ищут новых творческих возможностей и проектов, которые для них готова предложить Пермь.

Пермскую консерваторию имеет смысл учреждать только в том случае, если она будет позиционироваться как одна из мировых точек роста высшего музыкального образования. И присутствие Курентзиса и его команды на пермской земле есть гарантия того, что эти амбиции не беспочвенны.
При этом не снимается ряд рисков.Когда мы говорим о качественном музыкальном образовании, мы должны говорить о сложности образовательных программ. А значит, и соответственной подготовке абитуриентов. Откровенно говоря, абитуриентской базы для подобного амбициозного проекта нет ни в Пермском крае, ни в соседних регионах. Совершенно очевидно, что придется привлекать абитуриентов со всей России и из-за рубежа. Если Курентзису удастся привести западных профессоров топ-уровня, то, скорее всего, на них поедут молодые люди из-за рубежа, имея в виду то, что музыкальное образование на Западе всегда платное (и очень дорогое!).

Есть еще одна проблема. Звезды звездами, но черновую работу делают «коучи», то есть, те люди, которые работают со студентом каждодневно. Это особый род специалистов, которые не красуются на сценах, но без которых успех на этих самых сценах невозможен. Как представляется, частично таких людей можно найти в пермском музыкальном колледже, но и этого будет явно недостаточно.

Еще одна проблема, с которой можно столкнуться - это стыковка и учет интересов различных вузов, где есть направления музыкальной подготовки. Этот момент требует особой деликатности со стороны властных структур.
Поделиться:
Все новости компаний