Газета
  1. Газета
 12 марта 2012, 13:20  

Шагали в ногу

Шагали в ногу
В Пермском крае подвели итоги выборов президента. Результат оказался неожиданным как для федералов, установивших Пермскому краю процент ниже набранного действующим премьером, так и для местных экспертов.

В президентских выборах 4 марта в Пермском крае приняли участие 1 млн 170 тыс. избирателей, то есть 55,11 % от общего числа. Председатель избирательной комиссии по Пермскому края Тамара Сайдакова отметила, что явка по сравнению с прошедшими — в декабре оказалась высокой. По сравнению с декабрьскими выборами в Госдуму она выросла на 7 %. Самая высокая явка избирателей в Прикамье была отмечена в муниципалитете с давними армейскими традициями, ЗАТО «Звездном». На выборы там пришло 67,51 % избирателей. Однако рекордсменом по числу отданных голосов за Владимира Путина «Звездный» все же не стал. По этому показателю его превзошли Кудымкар и Сивинский район, где действующего премьера поддержали соответственно 76 % и 74 % пришедших на участки людей. Примечательно, что самая низкая явка избирателей в Прикамье зафиксирована отнюдь не в столичной Перми, а в глубинке, впрочем, имеющей репутацию депрессивной — в Кизеле и Чердыни — здесь воспользовались своим избирательным правом лишь 45,8 % и 49,89 % жителей соответственно. В краевом же центре отдать свой голос пришли 56 % избирателей.

В итоге за премьер-министра в Пермском крае проголосовало 62,94 % пермяков, за лидера коммунистической партии Геннадия Зюганова — 15,78 %, за Михаила Прохорова — 10,86%, за лидера ЛДПР Владимира Жириновского — 4,6%, за кандидата от «Справедливой России» Сергея Миронова — 4,4 %.

Тем самым, Пермский край поддержал федеральную тенденцию: в среднем по стране за Путина отдали свои голоса 63 % избирателей (на предыдущих президентских выборах за Дмитрия Медведева проголосовало 67,3 % избирателей), в то время как в 2004 году — 73,11 %. Напомним, что на прошедших в декабре 2011 года выборах в Госдуму за «Единую Россию» свои голоса отдали 36, 28 % избирателей Пермского края. По мнению экспертов, повысить рейтинг власти действующему премьеру удалось за счет удачного визита в Пермь, отсутствию реальных альтернатив в глазах избирателей и медийных промахов кандидатов-соперников.

Примечательно, что пользующиеся большой популярностью среди блогеров и протестно настроенных активистов при обсуждении итогов выборов данные с избирательных участков в спецучреждениях (в том числе и психиатрических больниц) на этот раз не сильно выбиваются из тренда. Так, в ГУЗ «Пермская краевая психиатрическая больница» (УИК 3487) за Владимира Путина проголосовало 70,26 % местного контингента (за «Единую Россию» в этом учреждении на выборах в Госдуму отдали свои голоса 47,72 % избирателей, при среднем показателе по Свердловскому району в 27,01 %), а в ГУЗ «Краевая психиатрическая больница № 3» — 72, 25 % (за «Единую Россию здесь проголосовало 63,31 % при среднем показателе по району в 29,87 %).

Интересно, что если Владимир Путин в Пермском крае, как и в большинстве регионов страны, в этот раз ухудшил свои результаты в сравнении с выборами 2004 года, то кандидаты с либеральным окрасом увеличили их в разы. Так, единственный кандидат от либералов в 2004 году Ирина Хакамада набрала в Пермском крае лишь 5,18 %, в то время как Михаил Прохоров, по сути выступавший единственным кандидатом от правых, набрал на этих выборах в Прикамье вдвое больше. Провальными на этом фоне выглядят итоги участия в избирательной гонке Владимира Жириновского. Последний раз выступавший в качестве кандидата в президенты в 2004 году и набравший тогда в Пермском крае 13,23 % голосов Владимир Вольфович на этот раз не получил и трети от предыдущего результата. Наблюдатели склонны считать, что немалую роль здесь сыграл ролик 10-летней давности, широко распространявшийся в ходе нынешней президентской кампании, в котором Жириновский заявил, что на «Урале проживает самое тупое население». Стоит отметить, что сама партия ЛДПР, чей результат на выборах неизменно относят к поддержке самого Жириновского, на недавних выборах в Госдуму набрала в Пермском крае 17,89 % голосов.

Рекордными эти выборы в Прикамье стали по количеству использовавшихся КОИБов. Всего было задействовано 95 таких машин, которые были установлены в трех районах краевого центра: 62 — в Индустриальном, 9 — в Свердловском и 24 — в Ленинском. Ранее КОИбы работали в крае в основном в городах края— в Кунгуре и Лысьвенском районе. На избирательных участках впервые, как и во всей стране, использовались и веб-камеры. Их было установлено 1890 штук, однако ход голосования онлайн транслировали только 1602 из них. Вообще без видеонаблюдения осталось 40 временных участков в больницах и других специальных учреждениях. Помимо камер за выборами наблюдали 463 члена комиссии с правом совещательного голоса от кандидатов в президенты (326 из них были от кандидата в президенты Михаила Прохорова) и 1517 наблюдателей.

Эксперты «bc» комментируют итоги президентских выборов в Пермском крае, рассуждают о перспективах местного протестного движения и о судьбе губернатора Олега Чиркунова.

Андрей Борисов, политолог, НИУ ВШЭ Пермь:

• Результаты президентских выборов коррелируют с картиной, сложившейся в целом по стране. Итоговый процент голосов, отданных в Пермском крае за действующего премьера, на 10–12 % выше, чем я прогнозировал. Что касается столь ощутимого падения поддержки Жириновского, то, по-видимому, это связано в первую очередь со знаменитым роликом с высказываниями об умственных способностях пермяков, который может расцениваться как неудачный и непродуманный шаг. В то же время по Уралу существенное сокращение голосовавших за Владимира Жириновского наблюдается везде. Намечается новый тренд, когда цирк-шапито сворачивает шатры.

В целом же завершившаяся избирательная кампания была невкусной, очень осторожной. Особой интриги в ходе этих выборов не было. И понятно, на кого эта бесцветность в первую очередь сработала. Если оценивать кампанию Владимира Путина — то у нее были свои сильные стороны. Победивший кандидат минимизировал в ходе агитационной кампании агрессию и раздражение, включил политес, медиативные способности. Он точечно обращался к разным социальным слоям, тем самым сняв часть напряжения. Хотя понятно, что он не смог его снять со стороны молодежи или тех, кто осознанно выступал за Михаила Прохорова. Надо понимать, что избиратели в этот раз голосовали за наименьшее зло. И в этом смысле Прохоров с имиджем олигарха, за которым тянется соответствующий шлейф, очень удобный для Кремля оппозиционер. В случае чего всегда есть ниточки, за которые можно дергать.

• На мой взгляд, местное протестное движение было высосано из пальца. Пока в этом протестном движении очень много людей, которые находятся не в мейнстриме. Во многом маргиналов. Не имею ничего против этих людей, они выполняют свою определенную миссию, заставляют окружающих кипеть, рефлексировать. Но надо признать, что погоду они не делают. Вот когда в протестных акциях будут участвовать малый и средний бизнес, люди, у которых есть деньги и ресурсы, тогда и появится серьезная социальная сила. Второй вариант, приобретение социальной базы для протеста, в случае если бы удалось объединить на этой почве те же ТСЖ. Пока же у меня достаточно пессимистические взгляды на будущее местного протестного движения.

• Думаю результаты этих выборов сыграют в пользу Олега Чиркунова, и Кремль ему улыбнется. Пермский губернатор уже столько раз уходил, и ни разу не сбылось. Думаю, что его уход возможен, только когда будет изменено законодательство по выборам глав регионов. Иных причин для его скорой отставки пока я не вижу. Пусть даже и своего человека в администрации президента у губернатора больше нет.

Александр Пахолков, политтехнолог:

• Результаты этих выборов во многом неожиданны. Все предполагали, что рейтинг у Владимира Путина будет меньше. Могу судить об этом по тому, какие установки давались Пермскому краю. При этом надо учитывать, что установки всегда даются с завышением. Так, например в Лысьву пришло задание обеспечить Путину 55 % голосов, а получилось в итоге 65 %. В Чусовом ставили задачу в 55 %, позже в 57 %, а де-факто вышло больше 70 %. Уже одно это говорит о том, что никто результатов в более чем 60 % не ожидал.

• У пермского протестного движения в отличие от аналогичных движений других городов есть потенциал. У нас есть вероятность, что протест может конвертироваться в протест против губернатора. Не против Путина же воевать из Перми, тем более что результаты выборов по сути все признали. Поэтому логично сегодня уходить в критику губернатора, но не в такую, что губернатор у нас плохой. Работать надо над тем, чтобы добиваться не назначения из Москвы другого, а прямых выборов «высших начальников» — губернатора и мэра Перми.

• Олег Чиркунов сделал все правильно в той незавидной ситуации, в которой он оказался. Он обезопасил себя. Чтобы его не сняли, он заявил: «Как только примут закон, я сразу уйду. Попросили отстранить от выборов Фирдуса Алиева, он его убрал. Попросили содействия депутатов Заксобрания, избранных от территорий, губернатор наладил взаимодействие. А сегодня, по результатам президентских выборов в крае, его наказывать стало не за что. Он все сделал. И самое главное, возникает ощущение, что Чиркунов сумел договориться с Москвой. Ведь, обратите внимание, что в Пермский край Владимир Путин приехал не так, как в Приморье или как в Челябинскую область, чтобы наказать губернатора. Это формула обычного взаимодействия, когда приезжает большой начальник и наказывает местных князей. В Пермский край Владимир Путин приезжал решать проблемы, давать деньги. Сам уехал, вслед послал федеральных министров. Теперь вариантов развития ситуации намного больше, чем ранее. В любом случае, теперь аргументов у Олега Чиркунова поприбавилось, а может даже в его руках теперь есть и парочка козырей.

Николай Иванов, политический консультант:

• Конечно, достаточно неожиданным выглядит столь высокий процент голосов, поданных за Владимира Путина в Пермском крае, — свыше 62 %. У меня не было сомнений, что он наберет больше половины голосов уже в первом туре, но я прогнозировал его поддержку в регионе на уровне 52–54 %, учитывая невысокий результат «Единой России» на парламентских выборах в Прикамье. В Перми, кстати, примерно такой результат и был. А прирост, с моей точки зрения, дало голосование по открепительным удостоверениям на избирательных участках, открытых на крупных промышленных предприятиях края. Также удалось набрать много голосов в Коми-округе, где, кроме первого и второго телеканалов, иных источников информации у людей практически нет. Считаю, что каких-то особых политических технологий с региональной спецификой на этих выборах конкретно в Пермском крае не применялось, никаких интересных технологических ходов лично я не увидел. Высокий результат Путина в Прикамье — это, прежде всего, заслуга федеральных телеканалов и избранной федеральным штабом Путина выборной стратегии. В этом смысле Пермский край ничем не отличается от соседней Свердловской области, где «Единая Россия» на выборах в Госдуму тоже провалилась, а Путин набрал свыше 60 % голосов.

• В нынешнем виде и с нынешними лозунгами пермское протестное движение быстро сойдет на нет. Для того, чтобы ему в каком-то виде сохраниться и влиять на ситуацию, лидерам пермской оппозиции, на мой взгляд, стоит выбрать какую-то конкретную политическую цель и к ней двигаться. На мой взгляд, таких целей может быть две. Первая — гражданский контроль за скорейшим принятием Федерального закона о всенародных выборах губернаторов. И в случае, если Олег Чиркунов, как он сам заявил, по каким-то причинам уже в этом году оставит пост губернатора, оппозиция должна делать все для того, чтобы следующий губернатор Пермского края был не назначен, а всенародно избран. Вторая возможная цель пермской оппозиции — требование возврата прямых выборов мэра Перми. В частности, можно поставить главной задачей уже в октябре нынешнего года провести всенародный референдум среди пермяков о необходимости изменения Устава Перми и возврата прямых выборов главы города.

• С одной стороны, Олег Анатольевич, добившись блестящего результата для Владимира Путина, должен быть у нового президента на хорошем счету. С другой стороны, его оппоненты могут привести такой аргумент: смотрите, когда за выборы отвечал Чиркунов и глава его администрации Алиев, «Единая Россия» провалилась. А как только Алиева от выборов отстранили и их взяли в свои руки федералы в лице полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Бабича и главного федерального инспектора по Пермскому краю Антонова, то ситуация выправилась. Хотя такое сравнение вряд ли корректно. Можно снова вспомнить Свердловскую область, которая голосовала точно так же, как и Пермский край, и в Госдуму, и на президентских выборах. Ведь одно дело — выбирать партию, а совсем другое — конкретного лидера. В любом случае, мне кажется, что сегодня к Олегу Чиркунову серьезных претензий нет. И он или останется губернатором до истечения срока своих полномочий в 2015 году или же пойдет на повышение в федеральные органы власти.

Шагали в ногу

Шагали в ногу

Шагали в ногу

Все новости компаний