Газета
 20 февраля 2012, 13:20   1091

Имидж на экспорт

Имидж на экспорт
У проекта «Пермь — культурная столица Европы» появился лоббист на европейском уровне. Томас Райтер, чья компания BERLIN Communications отныне будет «рекламировать» Пермь за рубежом, рассказал «bc» о том, почему не стоит бояться современного искусства, и как местный транспорт может поставить крест на прорыве в Европу.

 Томас, расскажите какие общие интересы наметились у BERLIN Communications и Пермского края?

— Наше агентство занимается налаживанием диалога между экономикой и политикой. Спектр нашей клиентуры чрезвычайно широк — от отдельных политических деятелей до государственных правительств. Стратегические цели BERLIN Communications — создать точки соприкосновения между европейским и американским предпринимательством и странами Восточной Европы, в том числе Россией. С Пермью я впервые познакомился во время презентации Пермского края на одной из ведущих культурных площадок Берлина Kulturbrauerei 15 октября 2011 года, там же прошли переговоры с Александром Протасевичем, с которым мы раздумывали над тем, в каких направлениях должна развиваться «рекламная кампания» Перми.
Какие вопросы предстоит решить в первую очередь?
— В продвижении проекта «Пермь — культурная столица Европы» культура занимает лишь второе место. Намного больше важен политический аспект. Основная препона для Перми сейчас находится за ее пределами, а именно в Европе, где установился неблагоприятный тренд: культурными столицами могут стать лишь представители стран-участниц Евросоюза. Соответственно, первейшая задача текущего момента — преодолеть эту преграду. Понимание этого достигнуто уже сейчас на всех уровнях пермской власти: во время встреч с губернатором Олегом Чиркуновым и главой города Игорем Сапко мы пришли к выводу, что необходима аккумуляция всех сил и ресурсов для достижения общей цели и формирования нашего предложения в Европе. Со своей стороны я убедился в том, что здесь присутствует политическая воля — ключевой элемент любых преобразований.
Кто является носителем этой политической воли?
— Этой волей обладают не только властные структуры, но и иные заинтересованные лица, например, пермские культур­трегеры — они делают все, чтобы нанести город Пермь на «культурную» карту Европы. Теперь необходимо убедить общественность в том, что культурная столица — это не просто регалия или статус, но функция, которая позволит городу стать платформой для взаимодействия Европы и России. Я называю это функцией шарнира.
Что может воспрепятствовать реализации этих планов?
— Главная сложность состоит в том, что Перми предстоит путь с огромными усилиями. С другой стороны, эта ситуация беспроигрышна: парадокс, но независимо от того, будет ли выполнена программа-максимум, «промежуточные» достижения проекта останутся в Перми. На данный момент, признаюсь честно, о Перми в Европе почти никто не знает. Если в результате нашей работы, мы добьемся того, что у города появится «экспортный» имидж, — это уже будет большой плюс.
В Перми устоявшиеся традиции классической культуры. Но нынешняя культурная политика развивается по большей части на стезе современного искусства. Что предпочтительнее для Перми — традиции или модернизация?
— Современное и классическое искусство — вещи не взаимоисключающие. Напротив, для Перми — это огромное достоинство. Многогранность, многоцветие и многозвучие — это то, чего, к сожалению, лишились многие города Европы. На этом симбиозе можно сыграть: соседство академического Театра-Театра и альтернативной «Сцены-Молот», Пермской галереи и музея PERMM — это хороший экономический фактор. Российское и, в частности, пермское искусство может быть продаваемо. Учтите, что мой взгляд на город «первозданный» и непредвзятый, я сужу о нем как среднестатистический европеец, который, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, слышал разве что о Калининграде. Поэтому сам факт того, что Пермь рискнула прорваться в Европу, обратиться в поисках креативной поддержки к зарубежным специалистам, достоин уважения. Вы, возможно, сами не представляете, какую излучаете энергетику и желание быть лучше. Также радует то, что окружающие понимают: многое только предстоит. На повестке дня прежде всего инфраструктура. Система общественного транспорта, на мой взгляд, находится в катастрофическом положении, простой переезд из точки А в точку Б туристу может показаться мукой, а ведь это одна из главных позиций стороннего восприятия города.
Чего еще нет у Перми, что есть у состоявшихся культурных столиц?
— Стоит учитывать, что недостатки с легкостью можно обратить в достоинства. Пермь долго была закрытым во всех отношениях городом, соответственно, у нас есть шанс сыграть на чувстве любопытства. Пермский край станет своеобразным приключенческим регионом и таким образом обратится к человеческим чувствам.
 
Справка «bc»
Aгентство BERLIN Communications специализируется на оказании консультационных услуг в таких областях, как общественно-политические коммуникации, проведение предвыборных кампаний, лоббирование, государственное управление, а также на других формах политического консультирования.
Поделиться: