Культура
  1. Культура
 06 февраля 2012, 13:20  

Сизифов подвиг

Сизифов подвиг
В пермской галерее открылось представительство ельцинской России.

2 февраля в ПГХГ состоялось торжественное открытие фотовыставки «Ельцин и его время», приуроченной к 81-летию со дня рождения первого российского президента. Воображаемую красную ленту было доверено перерезать жене Ельцина Наине и его дочери Татьяне. На открытии выставки также присутствовал весь цвет пермской власти: губернатор края Олег Чиркунов, глава города Игорь Сапко, руководитель федеральной дирекции «Культурного альянса» Николай Новичков и другие.

Губернатор, которому нечасто выпадает честь сказать приветственное слово на художественных выставках, был краток. Ельцинское время он назвал временем надежд, побед и обретения. «Оно для каждого свое, и по-настоящему оценить его у нас не получится — это сделают, возможно, только наши дети».

Наина Ельцина глубокомысленно заметила, что выставка позволяет сличить прошлое и настоящее, а также убедиться, что Борис Николаевич на всех фото разный. «Он и в жизни никогда не был одинаковым», — таинственно произнесла супруга бывшего президента. Выставка, побывавшая в Москве, Казани и Екатеринбурге, в Пермском крае обрела особый смысл, ведь здесь прошли ранние годы будущего главы государства.

Самым эмоциональным и продолжительным было выступление экс-директора ПГХГ Надежды Беляевой, которая начала свою речь словами: «Ничего не проходит, все остается». Г-жа Беляева посетовала, что в России очень мало выставок, которые повествуют об отдельно взятом человеке. «Ельцин — личность исключительная, он начал и завершил целую эпоху, которая стала определяющей для нашей страны», — прокомментировала галеристка. Несколько раз назвав первого президента «царем», Надежда Беляева натолкнула собравшихся на мысль, что Россия обязательно «чья-то», — сталинская, ельцинская, путинская, вместе с тем она абсолютно ничья. И никогда — общая.

Снимки, сделанные ведущими фотокорреспондентами страны, характеризуют не время, но безвременье и не Ельцина, но его бессилие. Бессилие Сизифа, который поднял тяжеленный валун на пик проклятой горы, а тот в очередной раз скатился к ее подножью.

Параллели с нынешней реальностью в экспозиции действительно ощутимы. Пожалуй, самым броским совпадением является фотография, изображающая открытие ресторана «Макдоналдс» в Москве 31 января 1990 года. Наблюдать зеркальное повторение простого сюжета, изображенного на снимке, каждый желающий может в пермском ЦУМе. Назвать фотографию, разумеется, следовало «Пир во время чумы».

Анатолий Морковкин, Дмит­рий Соколов, Владимир Мусаэльян и другие фоторепортеры рассказали о Ельцине-ораторе, Ельцине-теннисисте, Ельцине-политике. Наряду с портретами грозно жестикулирующего вождя фигурируют снимки пустых прилавков, митингующих площадей, лидеров иностранных государств. Правду сказал Александр Юзефович, однокурсник Ельцина: «Язык не поворачивается сказать про это время «было» — должно быть, потому, что мы не слишком далеко от него ушли, как исторически, так и политически. Выставку можно было бы назвать «Ельцин и мы». И если в первом слагаемом этого уравнения, судя по всему, имеется некоторая определенность, то второе до сих пор остается неизвестным.

Выставка продлится до 28 февраля.

Все новости компаний