Глеб Алексеевич, слово «тайм-менеджмент» сейчас у всех на слуху, но мало кто может дать ему четкое определение. Что же такое все-таки тайм-менеджмент?
— Это хорошая новость, что у всех на слуху, потому что лет десять назад никто такого слова не знал. Мы даем такое определение «тайм-менеджменту»: это наука, которая помогает потратить свою жизнь в соответствии со своими целями, то есть решить, на что пустить наше время — тот невосполнимый ресурс, которым мы располагаем. Главная задача тайм-менеджмента — помочь человеку потратить его время так, как он действительно хочет.
Отличное определение.
— Мы долго над ним работали, оно не сразу появилось. У людей сложился стереотип, что тайм-менеджмент — это ежедневник, план, расписание, будильник. Мы объясняем людям, что тайм-менеджмент — это не вопрос ежедневников. Это вопрос жизненных целей. А ежедневник — это уже инструмент, помогающий к этим целям двигаться.
Расскажите про мероприятие по тайм-менеджменту, которое у вас прошло в Перми недавно?
— Урал ФД организовал семинар для своих клиентов и для всех заинтересованных. Это классический формат. У нас во многих городах есть подобные партнеры, которые собирают открытые семинары, куда могут приходить люди из разных компаний, слушать лектора, обмениваться опытом. А вообще, я много наслышан на федеральном уровне о пермских культурных экспериментах, было интересно приехать сюда еще раз.
Вы много ездите по стране, скажите, есть ли какое-то отличие в восприятии времени в столице и в регионах?
— Миллионники в этом смысле от столицы практически не отличаются. Та же динамика, скорость — разве что пробок чуть меньше. Поэтому граница провинции, по-моему, уже давно проходит не по МКАДу.
То есть можно сказать, что Пермь — достаточно динамичный город?
— Да, вполне. Люди задают много вопросов — это является важным показателем. Я, попав в «минус 20», ожидал более спокойных реакций, потому что обычно, чем севернее, тем все медленнее и спокойнее, а в Перми люди очень активны. Я могу точно сказать, что интерес к тайм-менеджменту здесь чувствуется — и по количеству людей, которые пришли на семинар, и по тем корпоративным переговорам, которые я успел провести. И это понятно — сейчас любая развивающаяся компания, которая хочет быть конкурентоспособной, понимает, что на одних ценах не выедешь. Выезжать нужно на сервисе, а его основная составляющая — это скорость. Клиентов больше устраивает «дороже, но сегодня», чем «дешевле, но завтра». И те, кто понял, что самые быстрые выигрывают, не могут не проявлять интереса к тайм-менеджменту.
А сколько компания может реально сэкономить при грамотном выстраивании тайм-менеджмента?
— Совсем недавно у нас завершился проект в Самаре со Сбербанком. При подведении итогов оказалось, что экономия рабочего времени составила примерно 7—8 % — то есть смело можно взять 8 % от фонда оплаты труда и считать это сэкономленными средствами. Кроме того, с начала проекта количество поручений, исходящих от руководства, увеличилось примерно втрое, а количество просрочек сократилось до 5 %. Обычно эта цифра составляет 50—60 %. То есть меньше времени тратится на текучку, больше времени — на важное. Плюс увеличивается скорость исполнения поручений, что очень важно для любого руководителя.
Какие компании к вам обычно обращаются?
— Мы пытались изучать привязку и отраслевую, и по масштабу. Оказалось, что масштаб вообще не имеет значения: самая маленькая компания, с которой мы работали, имела штат 15 человек, самые крупные — это структуры Сбербанка, «Газпрома» и так далее. Поэтому примерно половина наших клиентов — это крупные корпорации, вторая половина — малый и средний бизнес. По отраслям никакой четкой тенденции тоже нет. Обращаются и банки, и сфера телекоммуникаций, и транспортные компании, и электроэнергетика, и торговля. Единственная общая черта, которую мы обнаружили, — это всегда развивающиеся компании, стремящиеся к лидерству. Если же компания «отлеживает» бока, у нее все хорошо и ей ничего не надо, речи о тайм-менеджменте быть не может.
Приходилось ли вам работать с госструктурами, и есть ли интерес со стороны власти к эффективному управлению временем?
— Да, интерес есть, потому что они точно так же часто не успевают и точно так же пользуются всеми современными технологиями планирования. Руководство страны ставит перед чиновниками амбициозные задачи с жесткими сроками. Из недавнего: Администрация губернатора Тюменской области внедрила корпоративные стандарты тайм-менеджмента на базе Outlook. В Калужской области и в Татарстане очень активно пользуются нашими технологиями. Самые продвинутые регионы, которые идут впереди других по инвестициям, наиболее активно прибегают и к тайм-менеджменту.
Как, по-вашему, это сочетается с типичным образом власти как неповоротливого механизма, отягощенного избыточными бюрократическими процедурами?
— Прелесть моей профессии — в том, что общаюсь с людьми, находящимися по разные стороны баррикад и могу увидеть, что среди чиновников очень много прогрессивных современных думающих людей, а среди предпринимателей — достаточное количество непорядочных и неэффективных. В плане власти: поскольку у нас многие люди совершенно не вписаны в мировой контекст, они не знают, что регистрировать фирму во многих европейских странах гораздо дольше и сложнее, чем в России, что налоговые ставки «по упрощенке» у нас очень комфортные по сравнению со многими странами. И госорганы, в том числе, делают очень многое для повышения эффективности бизнеса в России.
Например, в Татарстане действуют банкоматы для оплаты госуслуг. Не везде в Европе есть такой сервис. Поэтому нужно уметь видеть свои сильные стороны, вместо того чтобы огульно плевать властям в сторону предпринимателей и наоборот. Нужно перенимать лучшие мировые достижения и активно обмениваться опытом внутри страны.
Вы слышали что-нибудь про Пермский проект «Административная гильотина», в рамках которого региональная комиссия занималась сокращением сроков предоставления государственных и муниципальных услуг?
— Это очень полезная инициатива по части тайм-менеджмента, но, возвращаясь к тому, о чем мы говорили, — я впервые слышу о ней, хотя я очень интересуюсь подобными вещами. На месте Перми я бы активно продвигал такую идею на федеральном уровне. Раз это не делается, значит у нас в стране действительно плохо выстроена система уведомления друг друга об эффективных практиках. «Административная гильотина» — безусловно, очень хорошая практика, о ней нужно трубить, чтобы все знали и внедряли ее у себя.
А как вы относитесь к пермскому проекту OpenSpace, когда из кабинетов чиновников краевой власти выносили двери, чтобы можно было следить, занимаются ли они делом на рабочем месте?
— Скорее, скептически. Даже на своих семинарах я предостерегаю руководителей от избыточного использования OpenSpace. С одной стороны, это дает больше демократизма и информационной открытости, но с другой — для достижения результата нужны часы сосредоточенной работы, и главная жалоба руководителей — что таких часов не хватает. Поэтому как временная мера OpenSpace может иметь определенный смысл, но я бы поостерегся делать это постоянной политикой, потому что наравне со временем открытости нужно время закрытости, ведь в любой работе есть вещи, которые необходимо делать одному. Кроме того, если человека просто видно, это не контроль. Контроль должен быть по результатам и по целям, а не по тому, сидит ли он, уткнувшись в монитор, где у него вполне может быть открыта «косынка».
Реально ли изучить тайм-менеджмент по книжкам и самостоятельно внедрить его в компании? Или для реализации каких-то проектов нужно обязательно привлекать специалистов?
— Тут, как и в любой другой области. Можно ли заниматься фитнесом по книжкам? Да, можно. Некоторые это практикуют. Эффективнее ли заниматься фитнесом в фитнес-клубе? Конечно, эффективнее, потому что там есть специальные тренажеры, а ты заплатил деньги, то есть имеешь дополнительную мотивацию. Эффективнее ли заниматься фитнесом в клубе и с тренером? Еще эффективнее. Персональный тренер видит все особенности твоего организма и дает тебе индивидуальные рекомендации. Ровно то же самое с тайм-менеджментом. Очень многие люди читают мои книги и пишут мне потом, что им это помогло, и они стали лучше распределять свое время. Многие приходят на открытые семинары — послушать, пообщаться, задать вопросы, поделиться опытом. Есть люди, которые заказывают проект для своей компании — это совсем отдельная дорогостоящая история, сложная и ответственная, но зато клиенты получают персональный подход и консультантов с огромным опытом. Так что вопрос — в количестве имеющихся денег и в готовности потратить эти деньги на решение задачи.
Есть ли дальнейшие планы насчет Перми?
— Обычно после каждого семинара появляются какие-то корпоративные проекты, ведь многие руководители понимают, что привлечь консультанта эффективнее, чем самому изобретать велосипед. Поэтому наверняка будут и приезды, и проекты. Думаю, у нас очень много шансов пообщаться с Пермью поближе.