Газета
  1. Газета
 28 ноября 2011, 13:20  

На гребне горы

На гребне горы
Business Сlass представляет рассказ о необычном достижении пермяков в текущем альпинистском сезоне.

Памир – дело тонкое. На Памир, а именно на Пик Ленина высотою 7134 м, мы с Эдуардом Кадымовым собирались два года. Идея заключалась в том, чтобы не просто подняться, но еще и скатиться на сноубордах с самого верхнего кулуара горы, который находится на высоте 7100 м, то есть мы намеревались заполучить полный пакет
высокогорных удовольствий.
Северо-Восточный Памир – территория, куда альпинист-любитель перво-наперво обращает свой взгляд. Здесь и киргизы, чрезвычайно дружественный к российским туристам народ, и отсутствие необходимости вертолетных забросок. В техническом плане покорение местных вершин – дело, на первый взгляд, нехлопотное, опасности таятся лишь в лавиноопасности региона и большой высоте.
Пик Ленина был нашим первым «семитысячником» (до этого нам покорялась лишь гора Народная высотой 1895 метров), нам предстояло поработать с ледорубами, тогда как до этого мы держали их в руках только в магазинах; далее, в нашей команде не было врача, и мы имели лишь смутное представление о правильной медицинской помощи – в наших силах, вероятно, было справиться лишь с расстройством желудка.
Нашим преимуществом, очевидно, было только время, оно вынуждено было работать на нас, так как мы запаслись им с лихвой. Чаще всего бывает иначе, альпинисты вынуждены «плясать» от того, сколько дней осталось в их распоряжении. У нас была ощутимая фора: на все про все у нас было больше месяца, вылет обратно был назначен на 11 августа.
Вылетели мы рано утром из Екатеринбургского аэропорта «Кольцово». Место назначения – Киргизия, город Ош. По прибытии нас встретил Зиед – человек, представляющий интересы компании «Pamir Expeditions», в которой у нас была заказана заброска до базового лагеря Пика Ленина. Переезд занял порядка восьми часов, и уже вечером мы были в базовом лагере. Назвать горную тропу, по которой мы двигались на автомобиле, бездорожьем, будет преувеличением – в таком случае как обозначить то, что встречается на некоторых пермских центральных улицах? Высота 3600 м, на которой располагается базовый лагерь, сказалась на нашем самочувствии бессонной ночью, но жаловаться на такие мелочи в преддверии подъема мы не могли. Альпинистский сезон начинается в Памире с середины июля – мы прибыли на неделю раньше, но уже тогда в горах и лагерях наблюдалось многолюдное интернациональное разно-голосие: русские, норвежцы, шведы, поляки.
Проторенные тропы. Описывать события первых двух недель, пожалуй, не имеет смысла, так как они, в общем и целом, знакомы всем тем, кто бывал на Пике Ленина да и вообще когда-либо штурмовал горы: постепенные подъемы, акклиматизационные ночевки, спуски, снова подъемы. Мы успели опробовать сноуборды в деле, и те, кто видел нас с досками, удивлялись, но желали нам удачи.
Основные события для нас начались тогда, когда с площадки третьего лагеря (6200 м) мы решили пойти на штурм. По-хорошему нам стоило спуститься в базовый лагерь, как следует отдохнуть и только тогда предпринимать подобного рода усилия, но мы посчитали нужным рискнуть.
Мы двинулись в семь утра и, добравшись к полудню до высоты 6500 м, поняли, что дальше идти невозможно – как из-за погодных условий, так и из-за недостатка времени. Тогда, оставив доски и ледорубы рядом с тропой с намерением облегчить следующий подъем, мы вернулись в третий лагерь.
Назавтра мы предприняли новую попытку, в этот раз стартовали в 1.30 ночи. Вставать не хотелось, а уж тем более выходить из палатки – дул ветер, холодно. Преодолев себя и окончательно проснувшись, мы двинулись к вершине со включенными фонарями – и в сопровождении сильного бокового ветра. В пять часов утра восходящее солнце начинает покорять ночное небо, мы доходим до связанных сноубордов и ледорубов, на удивление силы и оптимизм присутствуют. Преодолеваем крутой отрезок пути под названием «Нож», отдыхаем, пьем чай и движемся дальше. Шаг за шагом к двум часам дня доходим до 7000 м. Я понимаю, что до заветного самого верхнего кулуара добраться я не успею – сил уже нет. Решаем с Эдуардом, что он идет к вершине, а я в это время ищу место, откуда можно скатиться. Часам к четырем дня возвращается Эдуард со счастливым выражением лица и официально покоренной вершиной Пика Ленина за плечами. По его возвращении мы решили разделиться и встретиться в первом лагере.
Эдуард без рации ушел вниз, а я в одиночку начал спуск с 7000 м. Первоначальная крутизна склона, непредсказуемый снежный покров, недостаток кислорода и заходящее солнце делали спуск воистину экстремальным. Склон был намного длиннее, чем это может показаться снизу. Никто не мог знать, сколько понадобится времени на спуск, и когда я отстегнул доску перед большими трещинами, солнце совсем село и пришлось использовать фонарь. Я немного заплутал на леднике и пришел в первый лагерь уже в два часа ночи. Ровно сутки в пути. Спал как убитый – организм был отжат до последней капли. На следующий день ко мне присоединился Эдуард, скатившийся с Раздельной (6200 м).
Второй подъем и спуск. На этом наши приключения не закончились: времени у нас было еще вагон с тележкой, а желание посоревноваться с горой и с самими собой хоть отбавляй. И два дня спустя мы пошли на второй штурм. Казалось, что задуманное нам по плечу: мы были акклиматизировавшиеся и привычные к нагрузкам. За день мы вышли на обычный маршрут, но на высоте 6400 м поняли, что погорячились и не рассчитали сил. Посмеявшись над собственной самонадеянностью, условились, что Эдуард идет обратно в третий лагерь, забирает все снаряжение, спускает его во второй и ждет меня.
Я, в свою очередь, ухожу в сторону вершины и к 11.30 дня дохожу до того самого кулуара высотой примерно 7100 м. Начинаю скатываться вниз. Большая крутизна склона, сильная усталость, нехватка кислорода, адреналин зашкаливает – и я чувствую, как бы это литературно ни звучало, что нахожусь на пресловутой грани жизни и смерти…
Горы сбываются. На «ба-зе» подводим итоги экспедиции: горизонты раздвинуты, потерь в группе нет, поставленные цели достигнуты. Мы попрощались и выразили огромную благодарность всей команде «Pamir Expeditions». В тот же день вечером покидаем базовый лагерь и направляемся в Ош, где меняем авиабилеты, прогуливаемся, а в довершение успеваем посетить озеро Иссык-Куль. Домой улетаем с чувством реализованных на все сто процентов планов.

Теги:
Все новости компаний