Газета
 31 октября 2011, 13:20   923

Портрет поколения

Портрет поколения
Два пермских кинорежиссера сняли фильмы, дающие ответ на вопрос – легко ли быть немолодым?

Сразу два новых полнометражных пермских фильма были представлены на только что прошедшей «Флаэртиане». Среди многих фильмов, созданных европейскими кинорежиссерами, пермские картины не только не потерялись, но и вызвали большой зрительский интерес.

Фильм молодого режиссера Сергея Качкина «По дороге домой» удостоился чести открывать российскую часть «Флаэртианы». Главные герои фильма – водитель-дальнобойщик Алексей и его жена Валентина – люди немолодые. Он – все время в рейсах, она все время ждет его дома. Каждый вечер они созваниваются: «Я спать ложусь» – «А я только встал под погрузку, несколько часов грузить будут» – «Давай уж, домой скорей!» Символом дома в фильме служит труба русской печки, возвышающаяся над крышей.

Вьется перед глазами серая лента дороги, по бокам остаются города и поселки, звучит рассказ Алексея о «лихих 90-х», когда каждая поездка грозила встречей с бандой вооруженных обрезами отморозков.

Интересно, что один из самых ярких и запоминающихся эпизодов фильма выстроен совсем не на визуальном образе, а на аудиозаписи. В большом медленном потоке машин, подъезжающих к Москве, начинается разговор водителей дальнобойщиков. Общаются они с помощью раций, которые стоят в каждой кабине, так что слышно всем. В эфир врываются разные акценты и говоры, вопросы о дорожной обстановке, на которые с ходу даются ответы, и «вечные» вопросы, вокруг которых завязываются дискуссии, – довольно длинный эпизод смотрится на одном дыхании. Не мешает даже ненормативная лексика, которую режиссер вырезать из фильма не стал – нематерящихся шоферов в России не бывает.

«У режиссеров, снимающих документальное кино, всегда так: пишешь сценарий, выстраиваешь композицию, а жизнь вдруг подбросит совсем неожиданный сюжет, и все развернется совсем не так, как планировал. Вот с этим разговором в эфире мне просто повезло», – рассказывает режиссер фильма Сергей Качкин.

В бесконечных поездках режиссер наездил с главным героем более 5 тыс. километров, но это не фильм-трэвелог. Это простая история о любви, которую несут в себе два человека. Сохранить в таком возрасте настоящую любовь трудно. Но Алексей и Валентина, несмотря на годы, остались друг для друга Мужчиной и Женщиной.

Герои нового фильма Павла Печенкина также могут сказать о себе словами Бродского: «...вот и прожили мы больше половины...» Картина «Дни красных ангелов» посвящена памяти Олега Новоселова, пермского рок-музыканта, продюсера, создателя группы «Дом» и всероссийского фестиваля «Рок-лайн». Уже пять лет, как ушел из жизни Олег Новоселов, но главные дела его жизни продолжает главная героиня фильма – Елена Зорина-Новоселова. Потеря мужа, друга и соратника могли сломить и опустошить, но Лена делает свое дело: фестиваль «Рок-лайн» продолжается и каждый год на него приезжают новые рок-группы. В фильме есть еще одна героиня – Таня М., ее появление имеет свою предысторию. Семнадцать лет назад Олег Новоселов обратился к ведущим рок-музыкантам страны – Александру Скляру, Юрию Шевчуку, Владимиру Шахрину и другим с предложением дать одну песню для записи диска, а деньги от его продажи направить на строительство детского онкоцентра. Все согласились, диск «Песни для Тани М.» увидел свет. На его обложке был портрет маленькой, лысенькой, после химиотерапии, девочки с огромными глазами.

Все деньги были перечислены на строительство детского онкоцентра, и это был первый в истории страны случай благотворительной акции рок-музыкантов. Одной из сюжетных линий фильма стал поиск Тани М., а известно было только то, что ей, одной из немногих, лечившихся вместе с ней детей, удалось выжить. Встреча эта была нерадостной: молодая женщина, уже успевшая стать матерью, отбывает срок в колонии за наркотики и разбойное нападение.

Фильм имеет подзаголовок «История рок-поколения» и, рассказывая о старых, точнее взрослых рок-музыкантах, обращается и к поколению сегодняшнему, музыку создающему и слушающему.

Рассуждая о разнице между тем поколением рок-музыкантов и нынешним, Александр Скляр, лидер группы «Ва-Банк», специально приехавший на пермскую премьеру фильма, отметил: «Для молодого человека и молодого музыканта сейчас вопросы выживания стоят намного острее, чем для нас в начале 90-х. Тогда мы были молодые и думали, что изменим мир. Нам было легче – мы выживали все вместе, сообща, поддерживая друг друга. Сейчас все музыканты разобщены».

Старому поколению рок-музыкантов есть чему научить сегодняшних молодых. На пресс-конференции один из журналистов спросил у Александра Скляра, как тот относится к политической обстановке в стране и решению тандема Путин – Медведев поменяться местами? Ответ вполне можно считать рецептом: «Можно подумать, что количество водки, которую вы сегодня вечером выпьете, как-то зависит от Путина или Медведева, – ответил Александр Скляр. – Если вы пишите музыку, так пишите ее и дальше. Если проводите фестиваль, проводите – и старайтесь делать свое дело как можно лучше».

По прогнозам кинокритиков, оба новых пермских фильма будут востребованы на международных кинофестивалях. В Германию на кинофестиваль вскоре отправится фильм Павла Печенкина «Дни красных ангелов». К фильму Сергея Качкина «По дороге домой» уже проявили интерес международные фирмы, занимающиеся отбором фильмов для европейских телевизионных телеканалов.

Поделиться: