Газета
 24 октября 2011, 13:20   1003

Помни о море

Художник Максим Каеткин показал пермякам свою душу. В его душе оказалось море.

18 октября в галерее 25'17 состоялось открытие персональной выставки Максима Каеткина под названием «Внутреннее море». Экспозиция была составлена всего лишь из девяти картин, и на всех девяти было изображено море – творческое увлечение художника Каеткина. Тем не менее назвать его маринистом отчего-то не поворачивается язык, быть может, оттого что в море, изображенное на полотнах, верится с трудом. И это несмотря на то, что Каеткин пишет в технике гиперреализма: изображение напоминает фотоснимок, оно убедительно и не содержит живописных прикрас. Тем не менее, как следует из названия выставки, море Каеткина несколько иного, чем обычно, толка. В нем заключен персональный, едва уловимый для чужого взгляда смысл. Море Каеткина – это и не море вовсе, а целый океан, втиснутый в холст, но как будто не помещающийся в нем.
Посетители выставки легко смогут ответить на вопрос, часто сопутствующий творчеству любого гиперреалиста: зачем рисовать с такой точностью, если можно сфотографировать? Это дилетантское, на первый взгляд, недопонимание в данном случае, в общем-то, уместно: внутреннее море невозможно зафиксировать на чем-то ином, кроме холста. Оно, это море, существует только в воображении; можно допустить, что оно и не существует вовсе, но тут уж каждый решает сам – в меру, так сказать, своей погруженности.
Картины, выставленные в галерее, предельно, почти раздражающе лаконичны: ни тебе бурь, ни лодок, застигнутых штормом, ни утопленников, ни боев в Чесменской бухте, вообще ничего, что могло бы разнообразить демонстративно-простой сюжет полотен. Названия у картин соответствующие: «Приближение дождя», «Уходящий лед», «Облачность», «Остров» и так далее. Монохромная, меланхоличная, плавная манера исполнения картин внушает медитативное благоговение перед увиденным; пропасть, распахнувшаяся перед зрителем, не содержит границ и барьеров; уйти на дно полотен Каеткина чрезвычайно легко – вот только обнаружить бы это гипотетическое дно.
С другой стороны, творчество художника сродни батальной живописи: на картинах Каеткина лоб в лоб сшибаются небо и земля, разделенные тончайшей линией горизонта, они оспаривают право занять большую часть холста и все не могут добиться решающего преимущества.
Рассматривая живописные произведения, невольно задаешься вопросом, одно ли и то же море пишет художник. Не исключено, что перед нами – девять морей Каеткина. Каждое из них предназначено определенному роду рефлексии, и не стоит думать, что все они депрессивны, ведь за каждой облачностью обязательно последует солнце, и каждая льдина будет растоплена весной. И вывод один: все мы как минимум на две трети состоим из моря. Одна треть отдана суше, но есть моменты, когда и она уходит под воду.

Поделиться:
Все новости компаний