Газета
 29 августа 2011, 13:20   2797

МАГНИТная буря

МАГНИТная буря
На рынке продуктового ритейла Пермского края начался передел. Местных игроков постепенно начинают вытеснять федеральные сети. Впрочем, пермские компании также подумывают об экспансии в соседние регионы.

Аудиоверсия статьи доступна здесь.

На сегодняшний день рынок продуктового ритейла считается одним из перспективных и наиболее динамично развивающихся. По данным краевого Министерства развития предпринимательства и торговли, интерес к развитию в Прикамье проявляют все крупные федеральные компании, да и сами пермяки не прочь попробовать свои силы в соседних регионах.
Малая толика. По данным Росстата, оборот розничной торговли в России в 2010 году составил 16,436 трлн рублей, из этой суммы на долю торговых сетей пришлось 15,8 %. В Приволжском федеральном округе ритейлеры получили меньше, чем в среднем по России, – 13,3 % из 2,98 трлн рублей оборота розничной торговли. В Пермском крае этот показатель еще ниже. Максим Гольдберг, директор Уральского филиала компании X5 Retail Group (в Пермском крае компания представлена сетью магазинов «Пятерочка»), ориентируясь на расчеты аналитиков РБК, полагает, что доля сетевых форматов в обороте розничной торговли в России не превышает 30 %, в то время как в большинстве европейских стран эта цифра стремится к 90 %. «Тенденция такова, что в отдаленной перспективе это произойдет и у нас», – считает эксперт. Другого мнения придерживается владелец пермской продуктовой сети «Виват» Вадим Юсупов. По его словам, 90 % – это недостижимый для федералов в России показатель. «В нашей стране никогда не будет такой высокой концентрации сетевой торговли, как в Европе, где 90 % рынка продуктов питания контролируется менее чем 10 игроками. Россия очень большая по площади страна, наша ситуация ближе к Америке. Думаю, в России федеральные сетевые компании будут контролировать не более 50 % рынка продуктов питания, остальное заберут предприятия региональной организованной розницы», – отмечает собеседник «bc».
 Но сегодня на долю сетевых ритейлеров в Пермском крае приходится лишь 10,4 % от оборота розничной торговли. По этому показателю Пермский край в Приволжском ФО занимает 5-е место после Татарстана, Самарской, Нижегородской и Саратовской областей. Наиболее высокая доля сетей в обороте розничной торговли во всем ПФО в Нижегородской и Самарской областях, там она составляет 18,8 и 18,7 %.
О том, что пермские сети могли бы зарабатывать в крае намного больше, чем сейчас, говорит еще один показатель. Как отмечает и. о. министра развития предпринимательства и торговли Пермского края Константин Пьянков, среднедушевой доход в регионе составляет 18,4 тыс. рублей в месяц на человека, из них 14,4 тыс. рублей население ежемесячно тратит на покупку товаров и услуг. При этом в сетях за весь прошлый год каждый житель края оставил только 11,8 тыс. рублей. Таким образом, высокая покупательная способность и низкий уровень обеспеченности сетевым ритейлом делают Пермский край, по словам г-на Пьянкова, привлекательным для сетевых компаний.

Сегодня в Перми работают региональные компании («Семья», «Виват», «Добрыня», «Берег», «Ярмарка», «Захоти», «Дельта»), федеральные игроки («Х5», «Магнит»), а также представители соседних регионов: «Монетка» (Екатеринбург),  «Ижтрейдинг» (Удмуртия).

Новая тройка. Сегодня планы по экспансии в регион есть у всех федеральных ритейлеров. Пытаются не отстать от них и местные игроки, полагая, что пока места хватает всем. По мнению Елены Ждановой, директора УК «ЭКС» (компания управляет торговой сетью «Семья»), сегодня активно развиваются дискаунтеры и небольшие супермаркеты, а крупные торговые объекты между собой практически не конкурируют, стадия насыщения данного формата далеко впереди.
 По мнению руководителя Пермского филиала компании «Тройка Диалог» Игоря Вагизова, рынок продуктового ритейла достаточно конкурентен, в основном за счет региональных игроков. По оценкам самих ритейлеров, сегодня среди компаний, работающих на территории Пермского края, можно выделить трех лидеров, два из них – это региональные сети «Виват» и «Семья». Прочные позиции также занимает «Пятерочка». Такая ситуация, когда местные игроки занимают доминирующее положение, по словам Вадима Юсупова, характерна для Урала и восточных регионов России, то есть территорий, удаленных от столицы, в то время как федеральные компании предпочитают развиваться в первую очередь в регионах, близких к Москве. Однако, не исключает эксперт, на пермском рынке продуктов питания уже в ближайший год ситуация может измениться.
Вадим Юсупов:
– Наиболее перспективной, на мой взгляд, сетью на сегодняшний день является «Магнит». Она развивается очень быстрыми темпами, уверен, что в ближайшие годы именно «Магнит» станет лидером пермского рынка и по итогам года потеснит кого-то из нынешней тройки. В те территории Пермского края, где сегодня не работает ни одна из сетей, обязательно войдет эта компания.
Однако то, что пермские ритейлеры еще только прогнозируют, на самом деле уже произошло. Свой оборот в Пермском крае не открыла ни одна компания, опрошенная «bc», но по количеству магазинов сеть «Магнит» уже вышла на первое место в регионе. И такое развитие ситуации вполне соотвествует общероссийскому тренду. Как отмечает Игорь Вагизов, рынок продуктового ритейла привлекателен не только благодаря росту платежеспособности потребителей, но и в силу слабого влияния негативных процессов в экономике на потребление продуктов, что особенно актуально для сетей дискаунтеров. Именно как дискаунтеры позиционируют себя сети «Дельта», «Магнит», «Пятерочка».
В компании «Тандер» (управляет ТС «Магнит») отказались комментировать какие-либо планы, связанные с развитием сети в Пермском крае, но ранее ее представители уже заявляли об увеличении числа магазинов в этом году с 58 до 88. В начале августа ЗАО «Тандер» выиграло торги и приобрело у администрации города помещения на общую сумму 13,75 млн рублей. Темпы развития «Магнита» в Перми гораздо выше тех, на какие способны сегодня местные сети. Представители большинства региональных компаний в разговоре с корреспондентом «bc» признали, что их планы скромнее: от 5 до 8 новых магазинов в год. Одна из причин, которая мешает более динамичному развитию, – отсутствие торговых площадей.
Марина Медведева, финансовый директор УК «РИАЛ» (управляет магазинами «Гастроном»):
– Потенциал для развития сетевого ритейла в Пермском крае есть, но отсутвует предложение по торговым помещениям, пригодным для открытия магазина такого формата. Например, нам нужны площади 300–400 кв. метров. Чтобы они окупались, ежедневно там должно совершаться порядка 2–2,5 тысячи покупок. Сегодня найти подходящие по площади помещения, расположенные в местах со столь высокой проходимость, очень сложно.
Купи-продай. Эксперты полагают, что в скором будущем стоит ожидать крупных сделок по покупке местных продуктовых сетей. Вадим Юсупов рассказал «bc», что постоянно получает предложения о продаже сети, но не смог назвать, в какую сумму сам оценивает свою компанию, поскольку не рассматривал возможность ее продажи. Однако, уверен Константин Пьянков, в перспективе региональному бизнесу не удастся выдержать конкуренцию с федеральными и международными игроками рынка. Выход и. о. министра видит в изменении специализации или в продаже компании. Но, вероятнее всего, крупные игроки сосредоточатся в первую очередь на приобретении более мелких конкурентов. «Федеральные сети в кризис сконцентрировались на покупке «лежащих на боку», слабых сетей по низкой цене, – отмечает Елена Жданова. – Поглощения весьма вероятны, скорость этих процессов будет зависеть от готовности федеральных сетей купить местные сети по адекватной рыночной цене и от эффективности деятельности и конкурентоспособности местных сетей. Основное препятствие, на мой взгляд, это достигнутая эффективность местного ритейла. А сеть, которая хорошо зарабатывает, дорого стоит». Так, по словам собеседницы издания, именно цена, которую покупатели сочли завышенной, стала причиной того, что сделка по продаже сети «Семья» так и не состоялась. Между тем сейчас компания сама рассматривает возможность приобретения одной из местных сетей. Напомним, ранее УК «ЭКС» вела переговоры по покупке сети магазинов «Ярмарка», но в настоящий момент они приостановлены, поскольку «продавец не проявляет активности». Компания также не исключает, что будет развиваться в других, прилегающих к Пермскому краю, регионах.

МАГНИТная буря

МАГНИТная буря

Поделиться:
Все новости компаний