Раздадут по шашечкам

Раздадут по шашечкам
С 1 сентября 2011 года вступают в силу изменения по организации деятельности служб такси. Представители бизнеса говорят, что из-за нововведений число компаний сократится, а цена поездки вырастет в 1,5–2 раза.

В соответствии с 69-ФЗ с 1 сентября 2011 года деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси может осуществляться только на основании специального разрешения. За 2,5 месяца до вступления новых правил краевые власти задумались над схемой их реализации. Об этом на минувшей неделе в рамках круглого стола «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Пермском крае» рассказал и. о. заместителя министра транспорта Пермского края Ростислав Дорошенко.
По данным Минтранса, в регионе порядка 20–30 тысяч автомобилей работает в качестве такси. Для организации работ по выдаче разрешений (включая осмотр автомобиля), по подсчетам ведомства, потребуется, помимо помещений и технических средств, не менее 100 человек сотрудников. Необходимую численность специалисты Минтранса рассчитывают исходя из количества штатных работников УГАДН (50 человек), которые занимаются лицензированием автобусов (около 10 тыс.), осуществляющих регулярные перевозки.
Представители пермских компаний относятся к грядущим изменениям настороженно и полагают, что нововведения не в полной мере учитывают специфику работы такси. «Закон немного сыроват. Взять хотя бы элементарную ситуацию, когда автомобиль, получивший разрешение на осуществление деятельности в одном муниципальном образовании или регионе, въезжает на соседнюю территорию. Возникает вопрос, будет ли там действительна его лицензия. Думаю, что здесь есть над чем задуматься законодателям», – отмечает генеральный директор ООО «Пермтаксисервис» Вадим Обухов.
Недоумение перевозчиков вызывает и тот факт, что законом не определено, какие органы уполномочены выдавать разрешение на работу такси. При этом если водитель после 1 сентября не выдаст клиенту чек за поездку или не предъявит сотруднику ГИБДД разрешение, то ему грозит штраф в размере 5 тыс. рублей, с компании могут взыскать 30 тыс. рублей.
Перевозчики сходятся во мнении, что на сегодняшний день в городе практически нет служб такси в классическом понимании – зачастую это диспетчерские центры, которые принимают заказы от населения и перераспределяют их между водителями. При этом автопарк зачастую состоит из частных автомашин, в которых устанавливается рация или на телефон водителю закачивают специальную программу.
Согласно грядущим изменениям, машины, которыми пользуется служба такси, должны находиться либо в собственности компании, либо в лизинге. По словам представителя одной из служб такси, для большинства фирм, работающих на рынке, это довольно ощутимые траты. Для того чтобы привести один автомобиль в соответствие со всеми нормами, вступающими в силу с 1 сентября 2011 года, необходимо вложить в него, по самым приблизительным подсчетам, около 50 тыс. «В результате повышения затрат, в том числе связанных с техническим контролем машин, выходящих на линии, их текущим содержанием и предрейсовыми осмотрами водителей, вырастет и цена поездки в такси. Кроме того, предлагаемые изменения законодательства повлекут за собой рост числа нелегальных перевозчиков», – полагает собеседник «bc».
Похожая позиция и у г-на Обухова: «Минимальная стоимость поездки по городу может возрасти на 50–100 %. Нужно понимать, что все существующие риски и затраты, в том числе потенциальные штрафы, будут заложены в тариф, а значит, лягут на плечи потребителя, ведь, вопреки расхожему мнению, бизнес не является высокодоходным», – полагает генеральный директор ООО «Пермтаксисервис». При этом, по мнению эксперта, новые правила лишь спровоцируют рост числа нелегальных перевозчиков, так как для многих таксистов извоз – единственный источник доходов. «Такой род занятий помогает пополнить семейный бюджет или оплатить кредит. Часть таксомоторного бизнеса из-за предполагаемых затрат однозначно уйдет в подполье. В недалеком прошлом на рынке существовало около десяти компаний. Думаю, именно к такому количеству перевозчиков рынок и придет в ближайшем будущем», – резюмирует г-н Обухов. На сегодняшний день, по данным «bc», в Перми насчитывается более 100 компаний, предлагающих населению услуги такси.
Стоит отметить, что на краевом уровне рассматривают два варианта реализации предполагаемых изменений. Первый – это создание специального учреждения при Минтрансе, а второй – передача данных функций на уровень муниципалитетов. По мнению перевозчиков, при реализации любого из двух вариантов чиновники получат рычаги влияния на рынок услуг такси.
Вадим Обухов:
– Все эти нововведения могут иметь коррупционную составляющую, так как закон имеет разрешительный характер, а не уведомительный. В моем представлении, выдачей лицензий должна заниматься СРО перевозчиков. Такое мнение уже давно высказывают сами таксисты. Думаю, в этом вопросе роль государства или муниципалитета должна заключаться в помощи СРО и установлении жестких, единых стандартов обслуживания. У большинства перевозчиков, особенно работающих на рынке более 3–5 лет, существуют определенные требования к водителям. Многие проводят пусть и не ежедневный, но контроль транспортных средств. Существенную часть требований законодательства «старые» перевозчики выполняют сами, и их не нужно заставлять.
Представители большинства компаний, по словам г-на Обухова, готовы создать СРО, однако организующим фактором в процессе должна стать, по мнению перевозчиков, городская администрация.

К обязательным требованиям получения разрешения на перевозку легковыми такси относятся: прохождение техосмотра каждые 6 месяцев, размещение цветографической схемы в шахматном порядке на боковых поверхностях автомобиля, единая цветовая гамма кузова (если такое требование установлено субъектом РФ), опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше автомобиля, таксометр, стаж водителя не менее 3-х лет, предрейсовый медицинский осмотр и контроль за техническим состоянием автомобиля перед выездом на линию.
Все новости компаний