Культура
  1. Культура
 13 июня 2011, 13:20  

Культурный контакт

Культурный контакт
Business сlass продолжает серию публикаций о пермских национальных диаспорах. В городе есть несколько достаточно сплоченных национальных групп со своими экономическими, политическими и культурными ролями. Одни ведут бизнес, другие учатся, третьи просто живут и подчеркивают свою аутентичность.

Еврейская диаспора традиционно считается одной из самых сплоченных и крепких национальных групп. Эксперты объясняют это, во-первых, влиянием религии, а во-вторых, схожей направленностью профессиональной деятельности.
История – учитель самоорганизации. Еврейская община в Перми насчитывает почти полуторавековую историю. Массово проживать в Перми на постоянной основе евреи стали только недавно. Время закрепления иудеев в Европе совпало с производственным ростом уральских земель. Здесь появляются промышленники, купцы и ремесленники. «Рабочий» состав первой волны был дополнен также ссыльными элементами: Пермь, «место не столь отдаленное», служило конечным пунктом путешествия для евреев, которые извечно славились своими революционными наклонностями. Однако основу пермской еврейской общины, как и везде на Урале, составляли солдаты-кантонисты (недаром первая синагога называлась «солдатской»), в дальнейшем, после реформ Александра II, община росла за счет лиц, имевших право жительства вне черты оседлости. Так в Прикамье появилась разношерстная национальная группа, заселявшая производственные центры региона: Кунгур, Чердынь и др.
Дальнейшая история диаспоры связана прежде всего с перепадами внутри- и внешнеполитической обстановки: революция 1917 года, массовая эвакуация во время Великой Отечественной войны. Отмечается, что ввиду долговременного отсутствия своего государства, языка и экономики главным стержнем еврейской нации и ее опознавательным знаком была ее культура и, соответственно, одна из основ культуры – религия. Другим связующим звеном для иудеев служит община. При советской власти значение религиозной общины искусственным образом было сведено лишь к обрядному функционалу, тогда как в «мирное» время она в большей степени выполняет роль общественной организации.
«Светская еврейская община в Перми долгое время не могла самоорганизоваться, – рассказывает Ефим Бурштейн, глава Иудейского религиозного общества г. Перми. – Подвижки начались лишь после перестройки, когда стали возникать культурные центры и другие самопровозглашенные институты. Но даже сейчас под крылом общины находятся далеко не все пермские евреи, поэтому мы вынуждены констатировать, что еврейская община – это не то же самое, что диаспора».
Шмуэль Корень, раввин Центральной пермской синагоги и Пермского края:
– Евреи всегда имели определенную тягу к образованию, поэтому Пермь прежде всего привлекала их своим университетом. Образование в свою очередь в дальнейшем позволяло евреям занимать руководящие должности на производстве и даже в партии. Так в городе появились представители высококвалифицированной и высокообразованной национальной группы.
Предрасположенность к активности. Жизнь еврейской общины в Перми сконцентрирована вокруг местной синагоги. Учредителями смежных организаций (таких как Пермская региональная еврейская национально-культурная автономия и благотоврительный фонд «Хэсэд Кохав») выступили именно руководители местной религиозной организации «Иудейское религиозное общество г. Перми» на базисе Центральной пермской синагоги.
Под ее ведомством также находится еврейский молодежный центр «Гилель Пермь», региональный филиал студенческой организации, и Пермское отделение Российского еврейского конгресса, одним из важных направлений работы которого является взаимодействие деятелей бизнеса. В частности, в 2003 году при всероссийском конгрессе был создан бизнес-клуб, который открывали около семидесяти предпринимателей со всей России. Заседания клуба проводятся на регулярной основе и традиционно посвящены актуальным проблемам российского бизнеса. В качестве докладчиков, экспертов и участников круглых столов на них выступают представители федеральных и городских властей, крупные ученые-экономисты, известные юристы, руководители ведущих коммерческих структур. В Перми, по словам экспертов, отделение Российского еврейского конгресса находится в зачаточном состоянии, но все больше предпринимателей-евреев демонстрируют заинтересованность консолидацией интересов и деятельности со своими коллегами.
Шмуэль Корень отмечает, что Пермь, безусловно, привлекает людей, заряженных деловой активностью, в том числе и евреев: «Регион можно назвать экономически стабильным и благожелательно настроенным к деятельности представителей диаспор, которые, что важно, не чувствуют себя изгоями. Располагающие условия для вложения средств объясняются еще и менее криминогенной, по сравнению с другими областями, обстановкой».
В качестве самого показательного примера эксперты обычно приводят миллиардера Льва Леваева, израильского диамантера, которому подконтрольно единственное ограночное предприятие в крае – «Кама-Кристалл» мощностью 200 тыс. каратов алмазов в год.
На вопрос, чем в основном занимаются евреи в Перми, Ольга Поваляева, исполнительный директор Иудейского общества г. Перми, отвечает, что однородной специализации у иудеев нет: «Преподаватели, музыканты, переводчики, адвокаты, врачи, фрезеровщики, крановщики... Спектр интересов настолько широк, что свести к единому знаменателю все профессии невозможно. Но в основном это интеллигенция. Безусловно, есть и бизнесмены: автоторговцы, нефтяники, девелоперы».
Из образовательных и воспитательных проектов можно выделить уже давно существующую еврейскую воскресную школу, детский сад и находящийся в стадии лицензирования колледж «Ешива», негосударственное учреждение среднего профессионального иудейского образования (по принципу работы схожее с православной семинарией), которое будет готовить педагогов еврейской традиции и философии.
Вернуться, чтобы остаться. В настоящее время, как отмечают во многих еврейских организациях, прекратился массовый исход евреев в Израиль, и количество еврейского населения в Перми стабилизировалось на уровне 3–5 тысяч человек. «Времена массового оттока и притока еврейского населения в Пермь минули. Теперь все ограничивается миграциями отдельных семей. Постоянно кто-то уезжает, но чаще всего возвращается. На моей памяти несколько человек отправились на постоянное место жительство в Израиль, но приехали обратно в Пермь. Все это и создает некоторую стагнацию в количественном составе пермского еврейства», – рассказал корреспонденту «bc» Ефим Бурштейн.
Шмуэль Корень:
– Основной костяк еврейской общности в Перми сложился в 50–60-х годах, связано это с тем, что в те времена в центральных районах страны поступить в вуз для евреев было невыполнимой задачей – такова была государственная политика. На Урале ситуация была более щадящая.
Собеседники «bc» в один голос называют Пермь доброжелательным городом. «Это одно из немногих мест в России, история которого не знает еврейских погромов. Должно быть, отсюда все и повелось. Так как к евреям здесь относятся хорошо, то и они отвечают взаимностью, идут на контакт. Подобное положение сохраняется на всех уровнях: государственном, религиозном и общественном», – констатировал представитель Пермской региональной еврейской национально-культурной автономии.
Открыть себя миру. Отличительной чертой еврейской диаспоры обычно называется ее предельная открытость для внешнего мира. И не просто открытость, но желание сотрудничества с другими религиозными и национальными группами. Подтверждением этому служит, например, Межконфессиональный консультативный комитет (МКК), созданный в 1998 году отчасти по инициативе еврейской общины. Ныне состав комитета сформирован из представителей Пермской епархии, Пермского муфтията, старообрядческой церкви, иудейской, католической и лютеранской общины.
Собрания МКК долгое время не могли встать на постоянную основу, но в последнее время они приобрели ежемесячный характер. «На таких собраниях вырабатываются меры по координации действий религиозных организаций по актуальным городским и общегосударственным проблемам. МКК, как следует из его названия, является консультативным органом, но ввиду налаженных связей с государственными органами и средствами массовой информации мы можем обратить внимание общественности на его решения и придать им огласку», – отметила Ольга Поваляева.

Все новости компаний