Газета
 09 мая 2011, 13:20   1791

Игры кончились

Игры кончились
О рынке игорного бизнеса, работе прокуратуры и уловках, которые используют владельцы игровых клубов, «bc» рассказывает прокурор отдела экономики Прокуратуры Пермского края Рустем Дарипов.

Рустем Альфредович, как выглядит общая статистика выявленных и закрытых игорных заведений?
– Пресекать работу игровых клубов мы начали еще в июле 2009 года, с момента вступления в силу закона об организации игорной деятельности. Среди ближайших регионов мы одними из первых стали выходить в арбитражный суд с заявлениями о привлечении к ответственности организаторов этой деятельности. С тех пор мы и ведем статистику: всего к середине апреля текущего года мы выявили в крае более 500 клубов, закрыли 327. При этом только в текущем году выявлено 135 клубов, закрыто 75. То есть количество новых игорных заведений с начала года сильно растет.
В суды направлен 141 иск о запрете игорной деятельности тех организаций, которые ее осуществляют, 95 решений вынесено в нашу пользу. Но эта процедура очень длительная.
Законодательная база фактически позволяет осуществление игорной деятельности, поскольку за нее нет суровой ответственности.

Почему такая диспропорция между количеством выявленных заведений и количеством исков?
– Ситуации такова: прокуратура выявляет клуб, проводит проверку, сотрудники выезжают, составляют необходимые административные постановления, готовят исковое заявление в суд. Но проходит буквально неделя, и данное юридическое лицо перестает существовать. Это и объясняет большое количество клубов – по одному и тому же адресу может меняться 5–6 юридических лиц.
Рассмотрение наших заявлений в арбитражном суде занимает 2–3 месяца. И к моменту вынесения решений эти юрлица уже исчезают. Когда приставы приходят с решением суда закрыть или привлечь к штрафу ООО № 1, там уже действует ООО № 2. Таким образом, административная процедура оставляет «лазейки», и, используя их, владельцы игровых клубов всеми способами избегают уплаты штрафа и возобновляют бизнес.

В каких городах Пермского края ситуация наиболее сложная?
– Сложная ситуация в наиболее крупных городах, где высокое материальное положение людей: Пермь (все без исключения районы), Соликамск, Березники, Чайковский, Добрянка, Губаха. В этих населенных пунктах клубы возникают наиболее часто.

Что позволяет выявлять игорные заведения: проверки, обращения граждан или что-то иное?
– Если говорить о тех игровых клубах, которые существуют практически открыто, по-разному прикрывая свою деятельность, их выявление не составляет большого труда. Гораздо большая проблема в процедуре привлечения к ответственности.
Сложнее дело обстоит с теми заведениями, которые существуют закрыто и действуют как казино, доступ в них имеют только определенные лица. Для них характерны большие ставки, и эти заведения более элитарны. Мало их выявить, необходимо еще и внедриться туда. Но это компетенция органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью.
Если говорить о работе с обращениями граждан, то на первом этапе нашей задачей было, чтобы население просто сообщало о наличии клубов, поскольку поток информации был низкий. В 2009 году поступило всего чуть более 10 сообщений. В 2010 году поток обращений вырос, и к концу года, особенно после введения телефона доверия, поток увеличился до нескольких сотен.

Какие уловки используют хозяева клубов для прикрытия своей незаконной деятельности?
– Способы самые разные: якобы здесь работает лотерея, развлекательный клуб, интернет-клуб, заведения для якобы «лечения» от лудомании (игровой зависимости). Однако при обращении в суд, независимо от того как эта деятельность прикрывается, мы указываем на основные признаки азартной игры, которые имели место в конкретном заведении.
Кроме того, надо понимать, что сами игровые автоматы в гражданском обороте никак не ограничены и не запрещены, в отличие, например, от оружия или наркотиков. То есть сама по себе покупка/продажа игровых автоматов законна.

Позволил бы решить эту проблему законодательный запрет продажи игровых автоматов?
– Отчасти остроту проблемы это позволит снизить. Но в то же время сложно определить критерии того, что такое игровое оборудование. Ведь инструментом азартной игры может стать что угодно. Тем не менее для самых массовых электронных устройств – игровых автоматов – какие-то ограничения продумать можно. Кроме того, они наиболее распространенные и самые завлекающие. Законодательное ограничение их в гражданском обороте принесло бы положительный эффект.

А какова ситуация с другими видами игровой деятельности – рулеткой, покером?
– Официально таких заведений быть не может. Однако наличия их на нелегальном положении я отрицать не могу. Скорее всего, они есть, потому что есть потребность. Но они закрыты, и в них сложно внедриться. Тем не менее такие клубы тоже закрываются. Обнаруживаются покерные карточные столы, администрация заведений привлекается к ответственности. Но в подавляющей части выявленных клубов используются все-таки игровые автоматы.

Имели ли место при обнаружении игорных заведений факты «крышевания», как, например, последний крупный скандал в Подмосковье?
– Для нашего региона это нехарактерно. Таких фактов не выявлялось, и Следственный комитет не возбуждал уголовных дел подобного характера. Могу сказать, что по этому поводу не было ни одного анонимного обращения через телефон доверия или интернет-приемную.

Можно ли оценить спрос на игровые клубы, их количество и примерный оборот?
– Оценить рынок достаточно сложно, но могу сказать, что всего в крае существует не более 200 клубов. Эта цифра постоянно меняется – игорные заведения появляются и исчезают.
Можно констатировать, что спрос на игорные заведения стал меньше. Во-первых, исчезла уличная реклама и завлекающие вывески клубов. Во-вторых, в обществе появился элемент осуждения по отношению к игрокам. Третья составляющая – раз этот вид деятельности запретили, определенная часть населения может считать, что ответственность существует и для игроков. Четвертое – сам доступ к игре стал сложнее. Ведь раньше можно было прийти и просто играть, теперь же из-за попыток завуалировать азартную игру под другую деятельность процедура стала сложнее. Сейчас игрок остается один на один с владельцем заведения и не имеет никаких гарантий получения выигрыша. До введения запрета на сторону гражданина мог встать закон и правоохранительные органы, которые бы гарантировали выплату в случае выигрыша.

Что бы Вы хотели добавить в конце?
– Хотелось бы обратить внимание на то, что прокуратура не должна подменять собой все контролирующие органы. На данный момент недостатка информации о местонахождении клубов нет. Однако теперь необходимо привлекать и другие контролирующие органы. Люди, обращаясь к нам, просто говорят о месте нахождения игорного заведения. Было бы лучше, если они обращались еще и к другим контролирующим органам: полиция, налоговая инспекция и др. Ведь в подобных заведениях имеет место и множество других нарушений, в том числе трудового законодательства, прав потребителей, санитарных и противопожарных норм. Гражданин должен сообщить в соответствующий орган данные о конкретном заведении и допускаемых в нем нарушениях, тогда соответствующий орган может выйти с проверкой и привлечь владельцев к ответственности.

Поделиться:
Все новости компаний