Город
  1. Город
 17 января 2011, 13:20  

На уровне совка

На уровне совка
Горнолыжные центры в Пермском крае год от года пользуются все большим спросом. При этом эксперты сетуют, что сервис на базах в основном остается советским. Владельцы склонов особо не спорят.

Горнолыжный сезон в Пермском крае был окончательно открыт в середине декабря прошлого года. На выбор любителям горных лыж и сноубордов предлагают самые разные спуски: от учебных до экстремальных. При этом все эксперты сходятся во мнении, что зимой такое времяпрепровождение – одно из самых популярных в регионе среди других форм активного отдыха.
Противостояние с собой. По словам директора центра активного отдыха «Полазна» Игоря Соловьева, на сегодняшний день на рынке Пермского края не так много предложений. «Есть несколько основных игроков, таких как центры в Губахе, Кунгуре, Ашатли, Жебреях, Полазне и ряд других. Но у них не 100 % и даже не 50 % пермских клиентов. Максимум – 40. Остальные 60 % едут в Нечкино, Абзаково, за границу. То есть туда, где класс выше. В Пермском крае все горнолыжные базы можно оценить на два с плюсом, на три балла. В регионе на базы едут кататься те, кто остался, скажем так, на перепутье и не может выехать из-за недостатка времени или финансов. Очень большая проблема не в склонах, а в сервисе. У нас сервис на уровне «совка» 90-х годов. Курортное хамство, неадекватная ценовая политика и так далее. Получается, что Пермский край в хвосте российской географии», – отмечает г-н Соловьев.
Похожую тенденцию отмечают и на других горнолыжных базах. Как рассказал «bc» представитель парка развлечений «Ашатли-Тулва», конкуренция в крае сильна, но комплексов, способных представить Пермский край на России, нет.
Так же видит ситуацию Михаил Лузин, недавно назначенный директор горнолыжного центра в Губахе: «Конкуренция между горнолыжными комплексами, безусловно, есть, но она незначительна,так как существует диспропорция между количеством баз и количеством клиентов». Проблемы с сервисом характерны для всех горнолыжных баз Пермского края: «Про Губаху могу сказать однозначно – сервиса как такового не было и нет. Чтобы повысить уровень сервиса, необходимо приглашать максимальное количество предпринимателей, нужна внутренняя конкуренция, тогда будет борьба за клиента, соответственно, повысится уровень обслуживания. Моя функция как директора в первую очередь заключается в том, чтобы канатные дороги работали без сбоя и трассы были на пять с плюсом. Тогда вкупе общий уровень обслуживания будет намного выше и клиент пойдет», – резюмирует г-н Лузин.
Г-н Соловьев в свою очередь полагает, что конкуренция между горнолыжными центрами в Пермском крае несильна: «Может быть, базы думают, что они конкурируют друг с другом, но на самом деле они противостоят только сами себе: неуважительному отношению к туристу, ценам на подъемник и так далее». По мнению собеседника «bc», основная проблема пермской «горнолыжки» заключается в отсутствии мастер-плана развития баз. «А ведь он на 100 % эффективен. С точки зрения сервиса, рекламы, подъездных путей, размещения и т. д. У нас приезжаешь на какой-нибудь курорт – либо стоянка маленькая, кафе дорогое, еще и инструктор «лает». У соседей, в Свердловской области, идет четкое обучение персонала, везде по трассам установлены аншлаги, предупреждающие, куда можно ехать, а куда нельзя», – резюмирует г-н Соловьев.
За крутыми горками. Несмотря на все проблемы, география приезжающих туристов не ограничивается Пермским краем. Так, по словам опрошенных «bc» экспертов, около 60 % клиентов составляют жители нашего региона и Свердловской области. Г-н Соловьев также отмечает, что около 10 % туристов – это москвичи, которые едут за дешевизной или за крутыми короткими горками. Приезжают также и знакомые инструкторов, например иностранцы.
В целом отрасль является довольно прибыльной и, видимо, поэтому конфликтоемкой. Так, зимой 2007 года была предпринята попытка рейдерского захвата горнолыжной базы в Полазне, а в октябре 2010 года по не до конца понятным причинам был отстранен от должности директор горнолыжного центра «Губаха» (по форме собственности является муниципальным унитарным предприятием).
При этом инвестиции на содержание горнолыжного комплекса относительно невысоки. Так, в Полазне в сезон тратится в среднем около 0,5 млн рублей в месяц на поддержание комплекса, а в Губахе годовые инвестиции по прошлому году равнялись примерно 2,5 млн рублей. Тем не менее цена содержания во многом зависит от площади склона и количества подъемников. По данным «bc», стоимость может колебаться в пределах от 100 тыс. до 1 млн рублей в месяц.
Необходимо отметить, что горнолыжные базы незначительно пострадали от кризиса. По словам экспертов, в 2009 году поток клиентов вырос, а прибыль превысила все ожидания. Подтверждает тенденцию и г-н Соловьев: «Во время кризиса количество туристов увеличилось примерно вдвое. Ситуацию на этот год прогнозировать довольно сложно, во многом все зависит от погоды: если будут морозы, то клиент не поедет». Директор горнолыжной базы «Ельники» Александр Плотников рассказал «bc» об еще одной особенности прошлого сезона: «При том, что поток туристов сохранялся, в целом клиенты стали тратить меньше. Наша база – это учебный склон, поэтому к нам едут в основном осваивать горные лыжи и сноуборды и просто отдохнуть». Эксперты, опрошенные «bc», сходятся во мнении, что каждому туристу нравится вполне определенное место, поэтому у баз обычно есть постоянные клиенты, приезжающие на склоны каждый год. Отдых в выходные на горнолыжной базе Пермского края обходится примерно в 4 – 5 тыс. рублей. Средний поток клиентов за сезон, рассказали в «Ашатли-Тулва», составляет здесь от 4 тысяч человек.
Помимо горных лыж и сноубординга базы готовы предложить любителям активного зимнего отдыха и другие услуги. Так, в последнее время все большую популярность приобретает сноутьюбинг, катание на снегоходах. Туристы могут попариться в бане, остановиться в гостинице, поиграть в боулинг или пейнтбол и даже покататься на катке. При этом стоимость как основных, так и дополнительных услуг самая разная. «Ценовая политика во многом зависит от уровня мышления бизнесмена. Если они мыслят перспективно, то цены держатся на среднем уровне и идет развитие неких слабых сторон, чтобы у базы не было провалов. Один из способов привлечения клиентов – это узкая сегментация. Например, Полазна в этом году переключается на сноутьюбинг, беговые лыжи, снегоходы», – поделился с «bc» г-н Соловьев.
На уровне совка

Все новости компаний