Экономика
  1. Экономика
 06 декабря 2010, 13:20  

Мекка аутсорсинга

Мекка аутсорсинга
Институт экономики переходного периода проводит в Перми исследование по выявлению различных аспектов внедрения аутсорсинга при реализации госзаказа. О результатах работы и перспективах создания в городе Института аутсорсинга рассказывает заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института Гайдара, кандидат экономических наук Владимир Назаров.

Владимир Станиславович, почему изучать опыт внедрения аутсорсинга Вы приехали именно в Пермь?
– В крае сделаны существенные шаги в использовании этого инструмента. По сравнению со всеми остальными регионами Пермь – Мекка аутсорсинга. Такого богатства функций, выносимых на рынок, нет нигде, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Наибольшее развитие получила сфера социальных услуг, в частности, сейчас мы занимаемся исследованием аутсорсинговых моделей в системе здравоохранения Перми.

Какие функции чаще всего передаются на аутсорсинг и для чего это нужно делать?
– Если говорить о медицинской сфере, то это служба скорой помощи, питание, лабораторные исследования, более сложные и специализированные услуги, например магнитно-резонансная томография. Также, в ряде случаев, передаются на аутсорсинг хозяйственные функции (стирка, уборка, вывоз мусора). В сфере государственного управления и местного самоуправления прорабатывается вопрос передачи бухгалтерии и кадровых органов.
Внедрение инструментов аутсорсинга при реализации госзаказа имеет ряд важных аспектов. В первую очередь это более высокое качество услуг, получаемых потребителем. Приведу несколько примеров: в работе скорой помощи произошло сокращение времени подъезда машин по вызовам, повысилось качество лабораторных исследований, охрана в краевой клинической больнице стала профессиональной, а следовательно, снизилось число краж.

А как повышение качества сказывается на стоимости? Услуги становятся дороже?
– Последствия могут быть различны. Это зависит от нескольких факторов. Если определенные функции декларировались, но при этом реально практически не существовали, то, разумеется, с передачей на аутсорсинг их стоимость возросла. Но зачастую происходит снижение цены, поскольку частный бизнес может организовать все более эффективно, а следовательно, и дешевле. Кроме того, происходит большая экономия на капитале, мы уходим от закупок оборудования, затрат на ремонт той или иной техники, снижается коррупция, которая наиболее масштабна именно в сфере закупки оборудования и капитального ремонта.

Каковы крайние пределы передачи функций на аутсорсинг?
– В Германии ситуация с аутсорсингом такова: по сути, есть только врачи, которые лечат пациентов, а все остальное передано частному бизнесу. Земли ФРГ заключают договор с компаниями, у которых свои здания, оборудование, они полностью обеспечивают весь цикл лечения. Поэтому, на мой взгляд, если речь идет о здравоохранении или образовании – это в общем-то идеальная модель. Учитель или врач должен выполнять исключительно свои профессиональные обязанности, а не решать при этом еще целый ряд сопутствующих задач.

Какие у этого могут быть риски?
–Можно выделить два основных риска. Во-первых, сговор заказчика (чиновников и руководителей медицинских учреждений) и подрядчика, ведущий к монополизации рынка и покупке услуг по завышенным ценам. Во-вторых, в силу несовершенства 94-ФЗ конкурс может выиграть компания, которая не сможет предоставить услуги надлежащего качества.
Поэтому нужны инструменты и механизмы для регулирования ответственности.
Определенная возможность застраховаться от некачественного выполнения функций, конечно же, есть. Поясню, если предприниматель вложил деньги в оборудование, инфраструктуру, технику, но при этом некачественно выполняет взятые на себя обязательства, у него существует риск, что договор с ним будет расторгнут и он не окупит свои вложения, не сможет вернуть кредиты.
Также возможны штрафные санкции – это хороший, но не единственный инструмент. Например, можно закрепить особое требование, чтобы компания, планирующая взять на себя определенные функции, должна как минимум работать в этой сфере.

В любой организации должен быть специалист для взаимодействия с аутсорсерами и координации их действий. Есть ли такие профессионалы на сегодняшний день?
– Конечно, один из ключевых факторов успеха – это наличие квалифицированного заказчика, который может внятно сказать, что ему нужно. Ведь сложно сформулировать само задание. Важно составить заказ именно так, чтобы исключить впоследствии взаимные претензии. И одна из задач создания Российского института аутсорсинга – подготовка таких специалистов.

Этот институт планируется создавать в Перми или на базе пермского опыта?
– По моему мнению, Российский институт аутсорсинга должен находиться там, где эта сфера развита в большей степени. Статус «столицы аутсорсинга» надо заслужить, но пока это Пермь, и больше кандидатов пока нет. Но если развитие передачи различных функций бизнесу будет свернуто, институт может быть перенесен туда, где это перспективнее.

Опишите основные цели деятельности Института аутсорсинга.
– Цели следующие: первое – продвижение «идеологии» аутсорсинга в субъектах Федерации, нужно заражать регионы этим явлением. Чем больше региональных властей придут к этой идее, тем лучше. Для этого целесообразно наладить выпуск журнала «Аутсорсинг в России».
Кроме того, важная часть работы – это формулирование рекомендаций по совершенствованию законодательной базы, поскольку пока что там есть большие разногласия. Также на его базе можно создать ассоциацию предприятий-аутсорсеров для обмена опытом и совершенствования конкурсной документации.
Надеюсь, создание института удастся завершить оперативно, поскольку есть большой спрос на развитие этого направления как со стороны органов власти всех уровней, так и у бизнеса.

Все новости компаний