Газета
 19 апреля 2010, 13:20   1966

Взаимные упреки

Пермские банкиры считают, что Роспотребнадзор слишком сильно защищает права потребителей. Такие действия могут привести к тому, что банки и вовсе могут отказаться от кредитования населения.

За первые месяцы 2010 года в Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю поступило 58 обращений от потребителей, жалующихся на нарушение их  прав  со стороны банковских организаций. Число жалоб, поступивших только в эти три месяца 2010  года,  уже догоняет показатели всего 2009 года. Такую информацию  в  ходе совещания в Главном управлении Банка России по Пермскому краю сообщил Иосиф Ясинский,  заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю. По его словам, в 2009 году поступило 61 обращение, тогда как в 2008-м – всего 3. «Такое стремительное увеличение обращений связано, конечно, не с тем, что банки именно сейчас стали чаще нарушать права своих клиентов. Их подавляющее  число  касается условий договоров, заключенных еще в 2006–2008 годах», – поясняет Иосиф Ясинский.
Кроме того, в 2009 году были проведены 5 плановых проверок. Как правило, нарушения выявлены в сути заключаемых договоров. Во всех случаях мы выдавали предписания о приведении условий договоров в соответствие с законодательством и выносили решения о привлечении к административной ответственности  за включение в договоры  условий, нарушающих права потребителей», – рассказывает г-н Ясинский.
Напомним, в ноябре 2009 года Высший арбитражный суд России (ВАС) постановил, что банки не вправе брать с  заемщиков плату за открытие и ведение ссудного счета, открываемого при выдаче кредита,  поскольку  это  нельзя квалифицировать как самостоятельную банковскую  услугу. А в марте  2010  года  ВАС  признал незаконной деятельность банков в части повышения в одностороннем порядке процентных  ставок по  кредитам физлицам,  а  также усмотрел  нарушения  в  том,  что разрешение споров с заемщиками происходит по месту нахождения кредитных организаций. Именно по этим направлениям специалисты Роспотребнадзора и фиксируют основные нарушения.
Иосиф Ясинский сетует на то, что  банки не прислушиваются  к позиции Роспотребнадзора и не желают сотрудничать с ведомством.   «После  решения  ВАС  о незаконности взимания комиссий за открытие и ведение ссудного счета один из банков просто поменял название этого платежа с комиссии  на  единовременный тариф. Также только по одному из банков поступило  22  обращения с  жалобами  на  одностороннее изменение  условий  кредитных договоров»,  – приводит примеры действий банков специалист. «Кроме того, в ряде случаев банки, ссылаясь на банковскую тайну, не дают возможности ознакомиться с  условиями кредитных договоров, в результате чего ведомство не может их проанализировать и дать им правомерную оценку»,  – добавляет  он. Иосиф Ясинский призвал  банковское  сообщество к сотрудничеству, напоминая, что такой опыт уже есть, и в 2008 году в рамках соглашения Управления Роспотребнадзора  с Пермским банковским  союзом  у его  участников  запрашивались  договоры на оказание банковских услуг для оценки их соответствия требованиям  законодательства о  защите прав потребителей.

Олег Чиркунов, губернатор Пермского края:
– Нападки на Роспотребнадзор со стороны банков ни к чему не приведут, поскольку специалисты службы действуют в рамках существующих  нормативно-правовых актов. Банковскому сообществу необходимо  направить  свои усилия на то, чтобы изменить его. Но если вы будете молчать, не будете никуда обращаться, то вас нигде и не услышат. Уверен, что швейцарские банкиры, если их не будет устраивать решение суда, не стали бы сидеть молча.

Выступление Иосифа Ясинского на совещании в Главном управлении Банка России вызвало бурю эмоций  у представителей банковской  системы Пермского края. Их  основные  претензии  к службе  заключаются  в  том,  что Роспотребнадзор, защищая права потребителей, совсем не  учитывает интересы банков. Председатель правления банка «Урал ФД» Юрий Аликин заявил, что Роспотребнадзор переусердствовал, потерял  чувство меры  в  защите прав потребителей,  у которых в результате пропадает чувство ответственности и появляется чувство безнаказанности. «Защищая права заемщиков, вы фактически ущемляете права вкладчиков, ведь в конечном счете риски ложатся на последних. Со всех сторон банки призывают к  увеличению объемов  кредитования,   но  не задумываются  о  том,  насколько им стало сложно работать с проблемными заемщиками.

По словам Валерии Пегушиной, креативного директора консалтингового центра «Площадь круга», согласно последним общероссийским исследованиям, 10,6 % опрошенных при получении  кредита  допускают,  что не смогут его погасить, а 2,3 % даже не планируют его возвращать.

Думаю, что через год можно будет  увидеть, как изменятся объемы кредитования физлиц, ведь многие банки уже начинают постепенно от него  отказываться»,  –  добавил  г-н Аликин. Его точку зрения разделяет и  еще один  банкир  – руководитель филиала инорегионального  банка. По его мнению, Роспотребнадзор совершенно не  уделяет внимания вопросам  обслуживания  банками ссудной задолженности заемщиков. «Позиция ряда заемщиков такова: не хочу платить и не буду, и ничего вы мне не сделаете. В результате у кредитных организаций практически нет  законных возможностей взыскать задолженность, судебные разбирательства длятся один-полторагода,   а  количество  неплатежей продолжает  расти»,  –  подчеркнул банкир.

Справка «bc»
Из 61 обращения, поступившего в адрес Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, большинство (41) содержало жалобы на ущемляющие права потребителей условия кредитных договоров. 8 обращений касались недоведения до клиентов достоверной информации о банках и их услугах, 8 – обслуживания клиентов. В 4 обращениях потребители жалуются на невозможность согласовать с банком сумму задолженности по кредиту.

Поделиться:
Все новости компаний