Газета
 19 апреля 2010, 13:20   1929

Молоко убегает

Молоко  убегает
Фасованное молоко растет в цене. Это вызвано стремительным ростом цен на полиэтилен – основную составляющую упаковки для молочных продуктов. С конца 2009 года стоимость этого материала увеличилась на 65 %.

Цены  на молоко  идут  вверх. По данным Пермьстата, с декабря 2009  года по февраль 2010  года стоимость закупочных цен на продукцию  сельхозпроизводителей увеличилась  на  7,1 %. С  января по февраль  2010  года молочный напиток пастеризованный подорожал в магазинах на 5,96 %, молоко питьевое стерилизованное  – на 4,59 %, йогурт – на 4,16 %; на 2–3 % возросла цена молока питьевого пастеризованного и сухого, сметаны, творога и сырков глазированных.
Еще одним существенным фактором роста стоимости молочной продукции в рознице стало повышение цен на полиэтилен, являющийся основой  для  упаковки такой продукции. Только  за первые три дня февраля 2010 года в России она поднялась на 21 %. По информации источника «bc», с конца 2009  года стоимость этого материала  увеличилась на 65 %. Основными производителями полиэтилена низкого давления в России до последнего времени были только два предприятия – ОАО «Уфаоргсинтез» и ОАО «Казаньоргсинтез»  (имеющее 50 % доли на этом сырьевом рынке). «Рост цен на полиэтилен произошел беспрецедентный, – комментирует ситуацию генеральный директор одного из основных производителей  упаковки на молочную продукцию на пермском рынке – ЗАО «Прана-Полимер» Владимир Оглезнев. – За последние 15 лет такого никогда не было, чтобы в конце года росла стоимость полиэтилена. Обычно это время максимального спада. Я считаю, что такая ситуация создана искусственно производителями полиэтилена. Уфа всегда держала самые низкие цены, не давая другим поднимать стоимость этого материала. Сегодня производственные мощности уфимского завода загружены на 60 %, а цены «Уфаоргсинтез» заявляет самые высокие. Если в январе этого  года полиэтилен мы покупали по цене 44 500 рублей  за тонну, то  сегодня вынуждены платить 58 тыс. рублей. За три месяца рост составил 30 %!»
По данным источника «bc», в связи с аварией завод в Казани в конце 2009  года встал на профилактику. Фактически на территории страны полиэтилен выпускает только один завод – уфимский. Причем основная масса продукции этого предприятия вагонами отправляется на экспорт – в Китай, не имеющий собственной химической промышленности.
«Производители упаковки находятся в сложном положении, – сообщил «bc» Владимир Оглезнев. – Представителям молзаводов  выгоднее покупать готовую упаковку в Китае, который получает полиэтилен с российских  заводов по самым лучшим контрактам. Производителям молока деваться некуда: они включают стоимость упаковки в цену молока. И молоко дорожает. Причем ситуация не поддается прогнозу, ведь такого никогда не было. В конце марта в Санкт-Петербурге производители упаковки обратились в ФАС с просьбой дать разъяснение по вопросу применения антимонопольного  законодательства на сырьевом рынке полиэтилена. Но решения по этому вопросу пока нет».
В апреле производители упаковки на пермском рынке уже предупредили представителей предприятий молочной отрасли о повышении цен на полиэтиленовую продукцию. «Стоимость  упаковки  составляет 30–40 % от стоимости молока, поэтому цена полиэтилена сразу влияет на продажную цену молока, – комментируют ситуацию в администрации Калининского молочного комбината (Кунгурский район). – Пока производители  упаковки не поднимали для нас цену, но уже предупредили, что с апреля она  увеличилась на 24 %. Поэтому в мае нам придется увеличить цену на молоко минимум на  5 %.  Расплачиваться  за  рост стоимости полиэтилена придется обычному покупателю, потому что предприятиям  – производителям молочной продукции такие затраты самостоятельно не  осилить. Все предприятия отрасли сегодня работают практически в ноль».
Марина Кудрявцева, заместитель руководителя Пермского УФАС, считает, что ситуацию могут разрешить в Главном управлении Федеральной антимонопольной  службы или в Башкирском отделении УФАС, поскольку местные отделения службы имеют право выносить предписания только предприятиям, находящимся в границах региона. Если пермские производители  упаковки докажут, что их маржа осталась на прежнем уровне, значит, они повысили цены на свою продукцию обоснованно, заключает госпожа Кудрявцева.

Поделиться:
Все новости компаний