Газета
 23 ноября 2009, 13:20   2088

Инвестиции в прошлое

Инвестиции в прошлое
В Перми прошел I Антикварный салон. Эксперт по искусству XX века компании Art Consulting&Audit, кандидат искусствоведения Анна Суворова рассказывает об особенностях этого рынка.

Насколько серьезную угрозу для рынка антиквариата представляет кризис?
– Кризис кардинально не повлиял на продажи. Это подтверждает и самое крупное событие 2009 года на этом рынке – продажа домом Christie's коллекции Ив Сен-Лорана, в которой были предметы искусства и антиквариата. Коллекция ушла с торгов за рекордную сумму – 374 млн евро. И это не единственный пример, когда выдающиеся коллекции антикварного искусства возникали или укрупнялись в экономически сложные времена.
Насколько выгодным с точки зрения инвестиций является антикварный рынок?
– Так же, как и по другим рынкам, по-антикварному рассчитываются свои индексы, и с 2001 года они показывают ежегодный рост на 15–20 % . Это понятно, ведь старинных вещей не становится больше.
По данным аналитиков, доходность вложений в предметы искусства на российском рынке совпадает с общемировыми тенденциями.
Кто действует на рынке антиквариата?
– Аукционные дома, инвестиционные фонды, галереи, антикварные салоны и арт-дилеры, на которых приходится 49 % всего объема продаж на рынке искусства. Непосредственно не участвуют в бизнесе, но оказывают содействие коллекционерам различные художественные объединения и консалтинговые фирмы, специализирующиеся на инвестициях в антиквариат и произведения искусства.
По каким критериям вещь может быть отнесена к антикварной?
– Основными признаками антикварной вещи считаются старость, редкость, или уникальность, несерийность, связь с исторической эпохой, знаменитой персоной или знаковым историческим событием, невозможность воспроизводства, художественная ценность. Необязательно должны быть все признаки сразу, какие-то могут отсутствовать, и это, соответственно, влияет на стоимость предмета. Но ключевой критерий – старость – должен присутствовать обязательно.
В России понятие антиквариата закреплено законом. По Указу Президента РФ от 30.05.1994 № 1108 под предметами антиквариата понимаются культурные ценности, созданные более 50 лет назад.
Это в России, а в общемировом пространстве что является антиквариатом?
– В принципе, характеристики близки. Когда в России формировалось понятие антиквариата на уровне законодательного акта, критерии избирались общепринятые.
Если говорить о предметном ряде, то это могут быть произведения искусства, причем самые разные: живопись, скульптура, графика, произведения декоративно-прикладного искусства, начиная от ювелирных предметов до костюмов, фотографии, архивы, мебель, монеты, марки, спичечные этикетки. Это могут быть автографы и археологические чертежи, и даже предметы архитектурного убранства могут являться предметами антиквариата. Например, какой-нибудь архитектурно-декоративный элемент с резьбой девятнадцатого века тоже рассматривается как антиквариат. Линейка достаточно большая.
Что из всего этого можно найти на антикварном рынке Перми?
– Пермский рынок антиквариата еще очень слабо структурирован и только формируется. К тому же в силу исторических причин у нас в регионе достаточно бедный «ландшафт» в плане произведений искусства и антиквариата. Коллекционеров у нас немного, и поэтому все сколько-нибудь ценные предметы антиквариата, которые появлялись на пермском рынке, сразу «уходили» в московские коллекции и салоны.
Кстати, и наши коллекционеры, покупая антиквариат, ориентируются на московские и зарубежные аукционы и салоны. Такая ситуация будет сохраняться, пока не начнется активное формирование пермского рынка.
Но ведь вы говорите про бедный ландшафт, разве это не лишает рынок перспектив?
– Во-первых, антикварный рынок постоянно ищет новые ниши, например, сейчас большой интерес проявляется к декоративно-прикладному искусству 30–50-х годов прошлого века. Наблюдается, например, повышение спроса на мебель стиля «ар деко». Еще лет десять-пятнадцать назад никто и предположить не мог, что эти предметы будут иметь столь высокую стоимость.
А во-вторых, в Перми есть ниши антиквариата, которые требуют своей разработки. На сегодняшний день я как специалист по искусству ХХ века оцениваю потенциал пермского искусства 1940–1980-х годов как необычайно высокий. Речь идет и об официальном искусстве – это произведения в стиле соцреализма или сурового стиля художников, входивших в Союз художников, – и о неофициальном, к которому принадлежали художники-примитивисты.
Процессы актуализации и, соответственно, роста стоимости произведений этого периода едины во всей стране. К примеру, в Москве работы художников так называемой первой линии, таких как Дейнека, Налбандян, Самохвалов, уже все находятся в крупных государственных и частных коллекциях. На рынок сегодня выводятся художники второй и третьей линии, то есть далеко не самые известные. У нас в городе есть аналогичные вещи, которые можно выводить как на пермский, так и на внешний рынок.
Как формируется цена на картины?
– Есть четкие и хорошо отработанные механизмы: стоимость произведения искусства зависит от ключевого критерия – известности мастера, присутствия произведений в крупных государственных коллекциях и круга произведений, которые существуют. На практике не все бывает так однозначно. Например, если на рынок выведено много произведений художника, то это, с одной стороны, снижает стоимость. Но, например, с известным русским маринистом Айвазовским случилось наоборот: за счет активного присутствия на рынке его произведений в мире он стал ассоциироваться с русским искусством. И сегодня, если не брать авангард, Айвазовский – самый дорогой русский художник. Многие художники, которых мы воспринимали как салонных – Харламов или Маковский, тоже очень активно выведены на рынок, и при этом цена их работ достаточно высока.
Если продолжить тему о парадоксах арт-рынка, то сегодня самые дорогие произведения – это произведения модернизма рубежа ХIХ и первой половины ХХ века, а не более старые по времени создания.
И какой уровень цен?
– Очень показательный пример стоимости и роста цен на произведения модернизма и авангарда – произведения Казимира Малевича. Так, его «Супрематическая композиция» была продана на торгах Phillip's в 2000 году за 15,5 млн долларов. А в ноябре 2008 года картина сопоставимого класса была продана на Sotheby’s за 60 млн долларов, тому же Айвазовскому до этого очень далеко.
Волна колоссального роста цен на искусство модернизма началась с японцев, которые в конце 1980-х начинали процесс реструктурирования своих финансовых потоков. В числе первых прецедентов – «Подсолнухи» Ван Гога, картина купленная в 1987 году японской страховой компанией «Ясуда» за сумму, превышающую 40 млн долларов.
Из модернистов сейчас самый дорогой художник – Пикассо. Только ему удалось преодолеть ценовой рубеж в 100 млн долларов в рамках открытой конкурентной сделки. В 2004 году на аукционе Sotheby’s неизвестный покупатель приобрел работу Пабло Пикассо «Мальчик с трубкой» 1905 года за 104,168 млн долларов. Это самые высокие рекорды рынка искусства и антиквариата.
Что можно сказать о сегодняшней ситуации в Перми?
– Учитывая, что в Перми не сформированы какие-либо цены на произведения искусства, то мы находимся в ситуации, когда многие работы можно приобрести по низкой стоимости. Другое дело, что надо ждать, когда эти картины перейдут в разряд антиквариата, или заниматься продвижением имени художника.
Наиболее интересно и достаточно широко у нас представлены соцреализм и официальная ветвь искусства. Особенно ценно то, что существуют достаточно большие коллекции у наследников и самих художников, которые работали в 50–60-е годы. Это еще один интересный пласт, который может быть не менее перспективным, это произведения неофициальных художников. На последних европейских аукционах цена на работы представителей этих течений – Оскара Рабина и недавно скончавшейся Лидии Мастерковой – доходит до 60–80 тысяч евро. Это на произведения 60–70-х годов.
А сколько стоят пермские примитивисты?
– Если говорить о сегодняшнем ценовом коридоре на произведения искусства конца 40–50-х годов и произведения примитивистов 70–80-х годов, то он начинается с очень низкой отметки – от 20 тыс. до 120–150 тыс. рублей. В Москве цены на аналогичные вещи на порядок выше.
С финансовой точки зрения коллекционеру целесообразно вкладывать средства в раскрутку имени художника?
– Несомненно, и в Перми уже есть примеры грамотно проведенной работы по выводу художника на рынок. Например, живописец Иван Игнатьевич Россик, который скончался в 1977 году. Получилось так, что его лиричные камерные работы не воспринимались до 90-х годов. Наследники художника были заинтересованы в сохранении памяти и обратились к частным галереям, которые организовали несколько выставок. Выставки повлекли за собой продажи. Их динамика за последние несколько лет впечатляющая. Начальная стоимость произведений была от 2 тысяч рублей. Сейчас продажи вышли на уровень 35–50 тыс. рублей, а речь идет о небольших живописных и акварельных работах и рисунках. Помимо этого была выпущена книга воспоминаний Ивана Россика. Эти инструменты вводят имя художника в научный оборот и, соответственно, повышают инвестиционную привлекательность произведений. Аналогичная схема вывода была использована с произведениями Александра Репина.
Проявляют ли интерес к пермским художникам непермские коллекционеры?
– Имена пермских художников не были выведены в коммерческий оборот, не была определена их стоимость. Кстати, I Антикварный салон Перми – это возможность дать определенную оценку работам.
Пока можно говорить о том, что ни один пермский художник за границы арт-рынка Пермского края не вышел, поэтому мы можем говорить о необходимости первичного продвижения либо необходимости новой оценки художественного уровня произведений. Это делает арт-дилер, который может спрогнозировать вывод потенциальных произведений.
Сейчас многие пермские специалисты, которые занимаются продажами искусства, увидели большой потенциал в примитивизме. Причем примитивистов меньше, чем было художников официального искусства, что дает большие преференции коллекционерам этого искусства.
На каком уровне коллекционер может взаимодействовать с арт-дилером?
– Это зависит от целей коллекционера, состава собрания, которым он владеет. Если вы вкладываете деньги в произведения разных художников и у вас уже выработаны приоритеты формирования, то возможно заниматься с помощью дилера пополнением коллекции или искать новые смежные ниши развития коллекции.
Если у вас коллекция одного художника или локальной группы художников (например, одного региона или направления), тогда есть смысл работать со специалистом и заниматься продвижением имени художника этой группы, тем самым «выращивая» стоимость коллекции.
Можно ли вкладывать средства в современное искусство?
– За последние десятилетия произведения современных художников пережили колоссальный рост. За несколько последних лет работы многих авторов подорожали в 6–8 раз. Стоимость на произведения ныне живущих художников доходит до 30 млн долларов. Так, например, «Цветок из воздушного шарика» Джеффа Кунса 1995–2000 годов был продан за 12,92 млн фунтов на Christie’s в 2007 году. Но при этом современное искусство является и достаточно провокационной сферой, когда покупатель произведения имеет дело не со сложившимся явлением, а с повторяющимся производством. Например, покупает человек Кунса, а тот на следующий день делает еще 100 таких произведений.
Поэтому нельзя прогнозировать ситуацию, когда речь идет о современном искусстве, здесь происходит искусственное наращивание стоимости. Вкладывать деньги в него можно, но в том случае, если вы любите рисковать.
 

Поделиться:
Все новости компаний