Насколько серьезную угрозу для рынка антиквариата представляет кризис?
– Кризис кардинально не повлиял на продажи. Это подтверждает и самое крупное событие 2009 года на этом рынке – продажа домом Christie's коллекции Ив Сен-Лорана, в которой были предметы искусства и антиквариата. Коллекция ушла с торгов за рекордную сумму – 374 млн евро. И это не единственный пример, когда выдающиеся коллекции антикварного искусства возникали или укрупнялись в экономически сложные времена.
Насколько выгодным с точки зрения инвестиций является антикварный рынок?
– Так же, как и по другим рынкам, по-антикварному рассчитываются свои индексы, и с 2001 года они показывают ежегодный рост на 15–20 % . Это понятно, ведь старинных вещей не становится больше.
По данным аналитиков, доходность вложений в предметы искусства на российском рынке совпадает с общемировыми тенденциями.
Кто действует на рынке антиквариата?
– Аукционные дома, инвестиционные фонды, галереи, антикварные салоны и арт-дилеры, на которых приходится 49 % всего объема продаж на рынке искусства. Непосредственно не участвуют в бизнесе, но оказывают содействие коллекционерам различные художественные объединения и консалтинговые фирмы, специализирующиеся на инвестициях в антиквариат и произведения искусства.
По каким критериям вещь может быть отнесена к антикварной?
– Основными признаками антикварной вещи считаются старость, редкость, или уникальность, несерийность, связь с исторической эпохой, знаменитой персоной или знаковым историческим событием, невозможность воспроизводства, художественная ценность. Необязательно должны быть все признаки сразу, какие-то могут отсутствовать, и это, соответственно, влияет на стоимость предмета. Но ключевой критерий – старость – должен присутствовать обязательно.
В России понятие антиквариата закреплено законом. По Указу Президента РФ от 30.05.1994 № 1108 под предметами антиквариата понимаются культурные ценности, созданные более 50 лет назад.
Это в России, а в общемировом пространстве что является антиквариатом?
– В принципе, характеристики близки. Когда в России формировалось понятие антиквариата на уровне законодательного акта, критерии избирались общепринятые.
Если говорить о предметном ряде, то это могут быть произведения искусства, причем самые разные: живопись, скульптура, графика, произведения декоративно-прикладного искусства, начиная от ювелирных предметов до костюмов, фотографии, архивы, мебель, монеты, марки, спичечные этикетки. Это могут быть автографы и археологические чертежи, и даже предметы архитектурного убранства могут являться предметами антиквариата. Например, какой-нибудь архитектурно-декоративный элемент с резьбой девятнадцатого века тоже рассматривается как антиквариат. Линейка достаточно большая.
Что из всего этого можно найти на антикварном рынке Перми?
– Пермский рынок антиквариата еще очень слабо структурирован и только формируется. К тому же в силу исторических причин у нас в регионе достаточно бедный «ландшафт» в плане произведений искусства и антиквариата. Коллекционеров у нас немного, и поэтому все сколько-нибудь ценные предметы антиквариата, которые появлялись на пермском рынке, сразу «уходили» в московские коллекции и салоны.
Кстати, и наши коллекционеры, покупая антиквариат, ориентируются на московские и зарубежные аукционы и салоны. Такая ситуация будет сохраняться, пока не начнется активное формирование пермского рынка.
Но ведь вы говорите про бедный ландшафт, разве это не лишает рынок перспектив?
– Во-первых, антикварный рынок постоянно ищет новые ниши, например, сейчас большой интерес проявляется к декоративно-прикладному искусству 30–50-х годов прошлого века. Наблюдается, например, повышение спроса на мебель стиля «ар деко». Еще лет десять-пятнадцать назад никто и предположить не мог, что эти предметы будут иметь столь высокую стоимость.
А во-вторых, в Перми есть ниши антиквариата, которые требуют своей разработки. На сегодняшний день я как специалист по искусству ХХ века оцениваю потенциал пермского искусства 1940–1980-х годов как необычайно высокий. Речь идет и об официальном искусстве – это произведения в стиле соцреализма или сурового стиля художников, входивших в Союз художников, – и о неофициальном, к которому принадлежали художники-примитивисты.
Процессы актуализации и, соответственно, роста стоимости произведений этого периода едины во всей стране. К примеру, в Москве работы художников так называемой первой линии, таких как Дейнека, Налбандян, Самохвалов, уже все находятся в крупных государственных и частных коллекциях. На рынок сегодня выводятся художники второй и третьей линии, то есть далеко не самые известные. У нас в городе есть аналогичные вещи, которые можно выводить как на пермский, так и на внешний рынок.
Как формируется цена на картины?
– Есть четкие и хорошо отработанные механизмы: стоимость произведения искусства зависит от ключевого критерия – известности мастера, присутствия произведений в крупных государственных коллекциях и круга произведений, которые существуют. На практике не все бывает так однозначно. Например, если на рынок выведено много произведений художника, то это, с одной стороны, снижает стоимость. Но, например, с известным русским маринистом Айвазовским случилось наоборот: за счет активного присутствия на рынке его произведений в мире он стал ассоциироваться с русским искусством. И сегодня, если не брать авангард, Айвазовский – самый дорогой русский художник. Многие художники, которых мы воспринимали как салонных – Харламов или Маковский, тоже очень активно выведены на рынок, и при этом цена их работ достаточно высока.
Если продолжить тему о парадоксах арт-рынка, то сегодня самые дорогие произведения – это произведения модернизма рубежа ХIХ и первой половины ХХ века, а не более старые по времени создания.
И какой уровень цен?
– Очень показательный пример стоимости и роста цен на произведения модернизма и авангарда – произведения Казимира Малевича. Так, его «Супрематическая композиция» была продана на торгах Phillip's в 2000 году за 15,5 млн долларов. А в ноябре 2008 года картина сопоставимого класса была продана на Sotheby’s за 60 млн долларов, тому же Айвазовскому до этого очень далеко.
Волна колоссального роста цен на искусство модернизма началась с японцев, которые в конце 1980-х начинали процесс реструктурирования своих финансовых потоков. В числе первых прецедентов – «Подсолнухи» Ван Гога, картина купленная в 1987 году японской страховой компанией «Ясуда» за сумму, превышающую 40 млн долларов.
Из модернистов сейчас самый дорогой художник – Пикассо. Только ему удалось преодолеть ценовой рубеж в 100 млн долларов в рамках открытой конкурентной сделки. В 2004 году на аукционе Sotheby’s неизвестный покупатель приобрел работу Пабло Пикассо «Мальчик с трубкой» 1905 года за 104,168 млн долларов. Это самые высокие рекорды рынка искусства и антиквариата.
Что можно сказать о сегодняшней ситуации в Перми?
– Учитывая, что в Перми не сформированы какие-либо цены на произведения искусства, то мы находимся в ситуации, когда многие работы можно приобрести по низкой стоимости. Другое дело, что надо ждать, когда эти картины перейдут в разряд антиквариата, или заниматься продвижением имени художника.
Наиболее интересно и достаточно широко у нас представлены соцреализм и официальная ветвь искусства. Особенно ценно то, что существуют достаточно большие коллекции у наследников и самих художников, которые работали в 50–60-е годы. Это еще один интересный пласт, который может быть не менее перспективным, это произведения неофициальных художников. На последних европейских аукционах цена на работы представителей этих течений – Оскара Рабина и недавно скончавшейся Лидии Мастерковой – доходит до 60–80 тысяч евро. Это на произведения 60–70-х годов.
А сколько стоят пермские примитивисты?
– Если говорить о сегодняшнем ценовом коридоре на произведения искусства конца 40–50-х годов и произведения примитивистов 70–80-х годов, то он начинается с очень низкой отметки – от 20 тыс. до 120–150 тыс. рублей. В Москве цены на аналогичные вещи на порядок выше.
С финансовой точки зрения коллекционеру целесообразно вкладывать средства в раскрутку имени художника?
– Несомненно, и в Перми уже есть примеры грамотно проведенной работы по выводу художника на рынок. Например, живописец Иван Игнатьевич Россик, который скончался в 1977 году. Получилось так, что его лиричные камерные работы не воспринимались до 90-х годов. Наследники художника были заинтересованы в сохранении памяти и обратились к частным галереям, которые организовали несколько выставок. Выставки повлекли за собой продажи. Их динамика за последние несколько лет впечатляющая. Начальная стоимость произведений была от 2 тысяч рублей. Сейчас продажи вышли на уровень 35–50 тыс. рублей, а речь идет о небольших живописных и акварельных работах и рисунках. Помимо этого была выпущена книга воспоминаний Ивана Россика. Эти инструменты вводят имя художника в научный оборот и, соответственно, повышают инвестиционную привлекательность произведений. Аналогичная схема вывода была использована с произведениями Александра Репина.
Проявляют ли интерес к пермским художникам непермские коллекционеры?
– Имена пермских художников не были выведены в коммерческий оборот, не была определена их стоимость. Кстати, I Антикварный салон Перми – это возможность дать определенную оценку работам.
Пока можно говорить о том, что ни один пермский художник за границы арт-рынка Пермского края не вышел, поэтому мы можем говорить о необходимости первичного продвижения либо необходимости новой оценки художественного уровня произведений. Это делает арт-дилер, который может спрогнозировать вывод потенциальных произведений.
Сейчас многие пермские специалисты, которые занимаются продажами искусства, увидели большой потенциал в примитивизме. Причем примитивистов меньше, чем было художников официального искусства, что дает большие преференции коллекционерам этого искусства.
На каком уровне коллекционер может взаимодействовать с арт-дилером?
– Это зависит от целей коллекционера, состава собрания, которым он владеет. Если вы вкладываете деньги в произведения разных художников и у вас уже выработаны приоритеты формирования, то возможно заниматься с помощью дилера пополнением коллекции или искать новые смежные ниши развития коллекции.
Если у вас коллекция одного художника или локальной группы художников (например, одного региона или направления), тогда есть смысл работать со специалистом и заниматься продвижением имени художника этой группы, тем самым «выращивая» стоимость коллекции.
Можно ли вкладывать средства в современное искусство?
– За последние десятилетия произведения современных художников пережили колоссальный рост. За несколько последних лет работы многих авторов подорожали в 6–8 раз. Стоимость на произведения ныне живущих художников доходит до 30 млн долларов. Так, например, «Цветок из воздушного шарика» Джеффа Кунса 1995–2000 годов был продан за 12,92 млн фунтов на Christie’s в 2007 году. Но при этом современное искусство является и достаточно провокационной сферой, когда покупатель произведения имеет дело не со сложившимся явлением, а с повторяющимся производством. Например, покупает человек Кунса, а тот на следующий день делает еще 100 таких произведений.
Поэтому нельзя прогнозировать ситуацию, когда речь идет о современном искусстве, здесь происходит искусственное наращивание стоимости. Вкладывать деньги в него можно, но в том случае, если вы любите рисковать.
Газета
23 ноября 2009, 13:20
Инвестиции в прошлое
В Перми прошел I Антикварный салон. Эксперт по искусству XX века компании Art Consulting&Audit, кандидат искусствоведения Анна Суворова рассказывает об особенностях этого рынка.
Главные новости
В центре Перми на продажу выставлена стоматологическая клиника
09 дек
Бывший оператор Кунгурской пещеры не смог оспорить претензии Минприроды
09 дек
Валерий Сухих: подвиг и стойкость бойцов – пример для молодого поколения
09 дек
В Перми начали обрабатывать хвойные деревья смесью против вырубки
09 дек
Российский девелопер начнет застраивать площадку рядом с ДКЖ
09 дек
В Перми более 500 человек эвакуировали из школы после сообщения о пожаре
09 дек
Пермскому музею передали коллекцию ископаемых организмов возрастом 580 млн лет
09 дек
Стоимость полисов ОСАГО в Пермском крае снизится с 9 декабря
09 дек
Казахстан в шесть раз увеличил поставки огурцов в Пермский край
09 дек
Более 90 классов в пермских школах закрылись на карантин из-за ОРВИ
09 дек
На месте бывшей инфекционной больницы в центре Перми сносят старые здания
09 дек
Метеорологи предупредили о 30-градусных морозах в Пермском крае
08 дек
Ввод жилья в Пермском крае вырос на 2,7 %
08 дек
В Пермском крае предложили освободить от уплаты туристического налога семьи участников СВО
08 дек
Глава Частинского округа сохранила пост
08 дек
Пермские врачи спасли жизнь ребенку с тяжелой травмой головы и мозга
08 дек
Избирком передал «плавающий» мандат краевого депутата от КПРФ
08 дек
Управляющей Центральным рынком стала вдова умершего Реваза Шенгелия
08 дек
Выдано разрешение на строительство жилья в Камской долине
08 дек
На форуме «Живая Кама» обсудили меры поддержки проектов в сфере ЖКХ
08 дек
Потепление и новое арктическое вторжение: метеорологи рассказали о погоде в Пермском крае
08 дек
В Перми встали трамваи из-за неполадок на линии
08 дек
С 17 декабря в Пермском крае начнут патрулировать дороги и леса
08 дек
Строительство жилого комплекса по ул. Рязанской начнется в первом квартале 2026 года
08 дек
Выбран подрядчик на обустройство архитектурной подсветки на центральных улицах Перми
07 дек
Из Перми в новогодние праздники запустят дополнительные поезда
07 дек
Спустя 83 года в Пермский край доставили останки пропавшего в 1942 году бойца
07 дек
В Перми открыли для движения улицу Карпинского
07 дек
Глава Центра занятости населения Прикамья Ольга Баклушина покинула пост
07 дек
На строительный рынок Пермского края зашел питерский девелопер
07 дек
Новости компаний
«Уралкалий» — среди лидеров ESG-индексов РСПП
09 декабря 2025, 14:30 204
Банк Уралсиб запустил бесплатную регистрацию ИП на патенте
09 декабря 2025, 11:50 228
Мобильный оператор получит 1500 базовых станций российского производителя YADRO
08 декабря 2025, 13:00 360
Выбор редакции
Встречают по дорожке. Власти Перми раскрыли планы по развитию дорожного хозяйства
27 октября 2025, 12:00
Автобусы молодеют. В Перми продолжается обновление общественного транспорта
27 октября 2025, 14:00
В авангарде экономики. ТОП-300 крупнейших предприятий Пермского края по итогам 2024 года
01 декабря 2025, 07:00