Газета
 23 ноября 2009, 13:20   2788

Три к одному

Три к одному
Краевое министерство развития предпринимательства и торговли намерено сделать продавцов алкоголя добросовестными игроками. Игроки соглашаются: в таком случае перераспределение произойдет в пользу легальной продукции, и они от наведения порядка только выиграют.

В текущем году многократно звучала информация о приостановлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции Министерством развития предпринимательства и торговли Пермского края у той или иной компании. Минторг пользовался данным правом в отношении лицензиатов, не предоставивших необходимой отчетности в территориальный орган Росстата. История началась весной с иска Минторга в Арбитражный суд Пермского края к ресторану «Санта-Барбара» по аннулированию лицензии ответчика на розничную продажу алкогольной продукции. В августе 2009 года временно реализовывать спиртосодержащие напитки не могли уже около ста юридических лиц на территории города и края. Тогда среди таких компаний фигурировали ООО «Компания «ВК» (сеть «Вина Кубани»), ОАО «Седьмой Континент», ООО «ЛЕУШИНА НН» (магазин алкогольной продукции «Адвокат»), ООО «Халва», ООО «Доля ангелов», ООО «Вандерхолл», ООО «ПРОДО-ПЛЮС», ООО «ОБЛАСТНАЯ ПРОДО», ООО «Этна» (8 кафе и 2 бара) и другие. Следующим эпизодом для предпринимателей стала история с федеральной продуктовой сетью «Монетка», которая на территории Прикамья имеет четыре супермаркета. В сентябре продажа алкогольной продукции в торговых точках компании прекращалась на 10 дней. Последним случаем стало приостановление лицензии на продажу крепкой алкогольной продукции у торговой сети «Ангор», которая, однако, за неделю сумела ответить на все вопросы Минторга. Эксперты затрудняются оценить убытки компаний в результате действия запрета на продажу спиртосодержащей продукции, однако подчеркивают, что они могут быть весьма существенными. «Как правило, крепкий алкоголь – это второй по прибыльности продукт после мясных изделий. На его долю приходится до 20 % выручки, поэтому исключение этой статьи доходов не может не отразиться на общем экономическом состояния любого ритейлера», – отмечает директор торговой сети «Лион» Сергей Турбин. Тем не менее, несмотря на меры, проводимые в отношении продавцов алкоголем, по словам заместителя министра предпринимательства и торговли Пермского края Сергея Нагибина, количество лицензиатов по сравнению с январем этого года за истекший период практически не изменилось (около 2,3 тысячи). Численность объектов, где происходит реализация спиртосодержащей продукции, находится в диапазоне 6 200–6 300. Около 70 % приходится на торговые точки, остальное – на заведения общественного питания. Наше дело – пропаганда. «Серьезный» подход к предпринимателям, занимающимся реализацией алкоголя, г-н Нагибин объясняет проблемой существующей недобросовестной конкуренции на рынке спиртосодержащей продукции, которая в условиях существующей экономической конъюнктуры только обостряется. Сергей Нагибин: – Добросовестный предприниматель не может нормально конкурировать с тем, кто нарушает закон, отступает от существующих норм и правил, таким образом позволяя экономить на налогах, потребителях и их здоровье. Так он создает себе необоснованные конкурентные преимущества. В России есть регионы, где бутылка водки стоит дешевле 30 рублей. Ясно, что такой продукт участвует в недобросовестной схеме. При этом, как уверяет чиновник, меры министерства по отношению к так называемым недобросовестным игрокам находятся в рамках пропаганды законного поведения игроков на рынке алкогольной продукции. «Не надо устраивать охоту за ведьмами. Если любого, кто нарушает действующие нормы и правила, мы начнем карать, то в регионе не останется бизнеса. Необходимо сделать так, чтобы предприниматели были и работали добросовестно. Задача министерства – создание условий для добросовестного ведения бизнеса», – признает Сергей Нагибин. Аналогичную позицию занимает депутат краевого Заксобрания, председатель совета директоров группы компаний «Добрыня» Константин Окунев, который считает, что «если кто-то жульничает, то необходимо контролировать, жестко проверять декларации о продаже алкогольной продукции и, в случае нарушений, аннулировать лицензии». «Во всем мире нет такого количества лиц, владеющих правом продажи крепкого алкоголя, как у нас. Существует общая тенденция на снижение их количества», – отмечает эксперт. Черно-белая экономика. По словам чиновника, на пути от производителей алкогольной продукции к ее конечным потребителям доля легального алкоголя с 55 % сокращается до 15 %, то есть большая часть напитков уходит в теневую экономику. «По итогам второго квартала доля легального алкоголя (который отражен в декларациях) в общем объеме потребления составляет в Прикамье 15 %, по итогам третьего этот показатель уже выше 25 %», – говорит чиновник, отмечая положительные тенденции по результатам предпринимаемых министерством мер. «Фактическое потребление алкоголя на человека в год составляет 14,5 литра, в то время как декларируемый объем – 3 литра на человека в год», – резюмирует Сергей Нагибин. Как считают эксперты, участники легального алкогольного рынка не мотивированы бороться с нелегальными конкурентами и защищать собственный бизнес. «Бизнесмены могут принять какие-либо действия, сигнализировать сотрудникам органов внутренних дел о фактах нарушения закона, но большинство занимает пассивные позиции. Люди так же равнодушно относятся к тому, что, например, несовершеннолетним продают алкогольные напитки», – полагает представитель Минторга. 23.00 – 8.00. Ограничение продажи алкогольной продукции ночью изначально было воспринято неоднозначно как самими потребителями, так и продавцами. Весной генеральный директор сети «Норман-Виват» Вадим Юсупов отмечал, что отказ продавать крепкий алкоголь покупателям после 11 вечера порой приводил к конфликтным ситуациям и даже попыткам вопреки всем запретам употребить продукт прямо в торговом зале. Теперь и продавцы, и представители власти отмечают, что запрет привел к формированию новой подпольной индустрии продажи алкогольной продукции таксистами, в киосках и другими способами. «Если хочется купить водки, то потребитель либо сам ее приобретет, либо продукцию ему принесут домой», – сетуют эксперты. Единственный положительный момент состоит в том, что доступ несовершеннолетних в ночное время к такого рода продукции существенно затруднен. «На мой взгляд, это декларативное мероприятие, для регулирования рынка алкогольной продукции необходим комплекс мер», – уверен Нагибин. Иную позицию высказал Константин Окунев, который считает, что последствия запрета продаж алкоголя в ночное время суток все же есть. Константин Окунев: – Это первый шаг на пути к формированию культуры пития и снижению пермяками потребления крепких алкогольных напитков. Не исключаю, что после запрета продажа алкоголя после 23 часов продолжается, но, думаю, доля такой торговли весьма незначительна. Процент злоупотреблений будет стремиться к нулю. Свою позицию депутат аргументирует еще и тем, что запрет продажи крепкого алкоголя в ночное время не распространяется на заведения общественного питания.

Справка «bc» По данным ЦИФРРА (Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя), в Пермском крае серьезно упал оборот розничной и оптовой торговли алкоголем. По сравнению с январем – сентябрем 2008 года в аналогичном периоде 2009-го падение оптовой реализации составило 32 %. Иная ситуация у продавцов партий алкогольных напитков и пива: этих товаров оптом отпущено за 9 месяцев на 6,85 млрд рублей, что в фактических ценах на 21,1 % выше, чем в аналогичный период прошлого года. А в физических объемах рост оптовых продаж по водке и ликеро-водочным составил +20,4 % (до 2,33 млн дал), по виноградным винам +10,6 % (до 1,34 млн дал), коньяк +11,2 % (121,4 тыс. дал), по пиву – в 1,8 раза (296,6 тыс. дал), по винным напиткам крепостью до 28 % – в 2,2 раза (32,1 тыс. дал). Несколько хуже стали продаваться только шампанские и игристые вина -4 % по объему (всего –189,5 тыс. дал). В то же время производство водки и ЛВИ в крае вполне неплохое, считают эксперты ЦИФРРА: прирост физического объема легального производства в 2008-м к 2007-му составил +5 %; в I квартале 2009-го к 2008-му +4,6%; по итогам 1 полугодия 2009 года, когда общий спад в России составил около 18 %, в Перми он был всего -3 %.

Три к одному

Три к одному

Три к одному

Поделиться:
Все новости компаний