Глобальная ВДНХ от contemporary art проходит в России раз в два года. Куратором основного проекта третьей по счету московской биеннале стал француз Жан-Юбер Мартен, бывший директор Центра «Помпиду», автор нашумевших выставок «Москва – Париж» и «Москва – Берлин». Мартен решил сделать основой экспозиции идею демократии и культурного синтеза. Девиз мартеновского проекта: «Против исключения». Под «исключением» в данном случае понимаются любые ограничения, барьеры и стереотипы, мешающие художнику развернуться.
География выставки, собранной Мартеном, впечатляет: в основную экспозицию, среди прочих, вошли работы авторов из Новой Зеландии, Средней Азии и Океании (Жан-Юбер Мартен известен своей любовью к искусству стран третьего мира). В общем, полная культурная интеграция: актуальные художники всех стран, объединяйтесь!
В общей сложности выставочных проектов, проходящих в Москве под знаком биеннале, более сотни. Именно они сейчас занимают практически все столичные площадки. Можно идти наугад куда угодно – на Винзавод, на FABRIK’у, в ГСЦИ или в Третьяковку – и обязательно попадешь на «биеннальное».
Но монополия на главные события биеннале нынче у «Гаража», одного из самых молодых и модных центров современного искусства. Именно он принял основной выставочный проект, придуманный куратором Мартеном, именно здесь больше всего посетителей. В первый же день работы выставки здесь отметились 4,5 тысячи человек, что стало для «Гаража» абсолютным рекордом. У некоторых объектов даже скапливались очереди. Например, чтобы зайти в комнату с матерчатыми полупрозрачными стенами, в которой была спрятана инсталляция Селест Бурсье-Мужено (живые птицы заставляют звучать электрогитары, прикасаясь лапками к струнам), приходилось отстоять по крайней мере минут десять-пятнадцать. Стабильная толкучка возникала и вокруг работы Хуан Юн Пина, которая тоже связана с миром фауны. Высокий змеевидный мост, на котором обосновался живой питон. В образованной мостом арке – небольшой круглый стол, покрытый частой металлической сеткой – под ней копошатся насекомые: сверчки, тараканы, жуки и пауки. К концу выставки их количество, видимо, уменьшится – микроэкспонаты постепенно поедают друг друга, являя тем самым модель человеческого общества, где по-прежнему действует принцип естественного отбора. Интереснее всего за жизнью насекомых наблюдать детям – приставленные к экспонату сотрудники «Гаража» едва успевают отгонять особо пытливых зрителей, склонившихся над защитной сеткой слишком низко, – многие насекомые ядовиты, и встреча с современным искусством в данном случае может закончиться печально.
Помимо основного проекта в «Гараже» есть еще так называемый параллельный и специальный проекты. Выставки из Перми относятся как раз к категории специальных.
Пермское «Бедное» прописалось на четвертом этаже одного из помещений фабрики «Красный Октябрь», где нет больше шоколадного производства, зато есть арт-объекты. Организаторы решили обойтись без вступительного слова: ходите и смотрите сами. Московская версия «Русского бедного» пермскую не дублирует: многих работ, бывших на Речном, здесь нет – зато есть новые, которых пермяки не видели. Самое заметное из нового – большие деревянные машины по производству солнечных зайчиков от Николая Полисского. Одна, например, сконструирована на манер катапульты, другая – вроде колодца: крутишь ручку, элементы механизма приходят в движение, и светоотражающие материалы, которыми они покрыты, отправляют на стены и потолок зайчиков. Полисский рассказывает, что эти двухметровые сооружения только макеты. Настоящие генераторы зайчиков художнику предстоит соорудить во Франции, причем не в помещении, а на ландшафте – и они будут в разы больше.
На открытие «Русского бедного» закономерно прибыли министр культуры Пермского края Борис Мильграм, директор PERMM Марат Гельман и его заместитель Михаил Сурков. Все трое держались именинниками. Гостей, впрочем, тоже хватало: спустя пару часов после начала мероприятия в зале стало тесновато.
Второй пермский проект – «Кудымкор – локомотив будущего» – определили на Винзавод в галерею «Проун». На малой родине совместное детище фонда «Новая коллекция», куратора Екатерины Деготь и художника Леонида Тишкова с успехом экспонировалось в Пермской художественной галерее. Поддержать «Кудымкор» на «гастролях» прибыли директор фонда Надежда Агишева и директор галереи Надежда Беляева. Также среди гостей на открытии были замечены модельер Ирина Филичкина и галерист Марина Несенчук. Если пермский «Кудымкор» был выстроен как линейный последовательный рассказ и зрители двигались из пункта А в пункт Б, не имея возможности свернуть, то в «Проун» перемешаться от объекта к объекту можно с вариациями. В Москве «книгу» о художнике-футуристе Николае Петровиче Субботине-Пермяке читают с любой страницы, произвольно сворачивая влево и вправо. Куратору Екатерине Деготь кажется, что от этой перемены, продиктованной особенностями московской площадки, экспозиция только выигрывает.
В отличие от «Русского бедного», которое открывалось на Речном вокзале с помпой и куда удалось заманить столичную прессу, «Кудымкор» прошел в Перми скромнее – поэтому для большинства московских посетителей история о Субботине-Пермяке стала абсолютно новой. День для старта был выбран удачно – тем же вечером на территории Винзавода открывалось сразу несколько выставок, народу было море, и море это постоянно перетекало из одной галереи в другую. В «Проун» штиля не было, кажется, ни минуты.
Столичная критика обеим пермским выставкам благоволит – Марат Гельман не устает размещать в своем блоге ссылки на положительные рецензии (и на сей раз он объективен – отрицательных пока нет в принципе). Самопровозглашенная культурная столица на чужой территории выступила успешно, укрепив московскую публику в том, что есть смысл иметь с ней дело.
Следующая биеннале пройдет в 2011 году – к этому времени как раз закончится первый цикл жизни Пермского музея современного искусства и истечет срок договора, заключенного с Маратом Гельманом. Предполагается, что PERMM-2011 будет уже совершенно самостоятельной и мощной институцией, способной на автономное существование. А культурная революция, по плану, наконец завершится появлением институций, которые будут исправно поставлять искусство на внутренний (пермский) и внешний (московский) рынок. Сколько проектов отправится на Четвертую Московскую биеннале и какие – это, видимо, станет показателем того, как именно будет развиваться пермская культурная ситуация.
Культура
05 октября 2009, 13:20
Наши на Биеннале
В спецпрограмму Третьей Московской биеннале современного искусства попали сразу два проекта из Перми – «Русское бедное» (PERMM) и «Кудымкор – локомотив будущего» (Фонд «Новая коллекция» и Пермская государственная художественная галерея).
Персоны:
В Пермском крае подорожал бензин
24 апр
Депутат Сергей Матвеев временно возглавил Соликамск
24 апр
Поставки минеральных удобрений из России в ЕС достигли максимума с 2022 года
24 апр
Ледовый дворец спорта за 282 млн рублей построят в Пермском крае
24 апр
Пермь стала лидером по числу DDoS-атак в I квартале 2024 года
24 апр
Рабочая группа по СВО представила новые решения по мерам поддержки бойцов и их семей
24 апр
В России место работы меняют до трети сотрудников
24 апр
Российское подразделение Hugo Boss выкупит «Стокманн»
24 апр
В Перми на оптовом рынке «Гача» демонтировали торговые павильоны
24 апр
Канада позволила Airbus покупать титан у «ВСМПО-Ависма»
24 апр
Депутаты обсудили эффективность работы ТОС в Перми
24 апр
В Пермском крае продажи антибиотика «Амоксиклав» выросли в пять раз
24 апр
Мэр Соликамска ушел в отставку
24 апр
В Пермском крае выросло количество безработных
24 апр
Определены даты проведения форума «Дни пермского бизнеса» в 2024 году
24 апр
Московский холдинг Novikov Group запустит в Перми кофейню
24 апр
Стелу к 250-летию Перми на площади Гайдара могут убрать
24 апр
Максим Решетников: среднегодовой курс доллара превысит 100 рублей к 2026 году
24 апр
Аналитики назвали ТОП-6 вакансий в Пермском крае с зарплатой от 300 тыс. рублей
24 апр
Проведение выпускных в Перми подорожало в полтора раза
24 апр
Посуточная аренда жилья на майские праздники в Перми подорожала на 12 %
24 апр
Бизнес в Пермском крае увеличил продажи активов на 40 %
24 апр
Фильм про путешествие по Пермскому краю представят на международном конкурсе
24 апр
Средний чек в кафе и ресторанах Пермского края вырос на 8 %
24 апр
На проект реставрации одного из исторических корпусов «Завода Шпагина» выделили 42,6 млн рублей
24 апр
Губернатор Дмитрий Махонин обсудил с премьером Узбекистана сотрудничество по промкооперации
23 апр
Сеть ресторанов итальянской кухни откроет два летних кафе в Парке им. Горького
23 апр
Первая группа новобранцев весеннего призыва из Пермского края отправилась в войсковую часть
23 апр
У пермских депутатов возникли вопросы к расходам на благоустройство Мотовилихинского пруда
23 апр
В Пермском крае туристов оштрафовали на 348 тыс. рублей за нарушения в природных парках
23 апр
Филиал «ПМУ» — призер конкурса Минтруда РФ
24 апреля 2024, 16:00 137
Уральцы смогут дистанционно взять ипотеку на покупку жилья в других регионах
24 апреля 2024, 15:05 190
МегаФон импортозаместил связь для экстренных служб и бизнеса в Пермском крае
24 апреля 2024, 12:20 179
Филиал «Азот» провел арт-вечер в честь дня рождения
24 апреля 2024, 11:10 224
Вставить правила в колеса. В апреле изменятся правила ввоза автомобилей из стран ЕАЭС
08 апреля 2024, 07:00
Свыклись с ценами. В Перми после длительного спада восстановился спрос на пакетные туры
10 апреля 2024, 09:00
Счет, пожалуйста. На ресторанном рынке в Пермском крае наметились перемены
11 апреля 2024, 07:00
+7 (922) 371-30-28