Экономика
  1. Экономика
 28 сентября 2009, 13:20  

И даже рост

И даже рост
Объем премий по КАСКО продолжает сокращаться, и, по словам экспертов, это еще не предел. ОСАГО же, напротив, демонстрирует рост, но страховщики не надеются, что убыточность вида существенно снизится.

Страховщики констатируют, что в первом полугодии 2009 года существенно снизились объемы страховых премий по КАСКО, тогда как ОСАГО, напротив, демонстрирует рост взносов.

Вслед за авторынком.
По словам Андрея Крупнова, члена правления компании «Россия», в первом полугодии 2009 года автострахование в полной мере ощутило на себе кризисные явления. «По Пермскому краю падение
сборов по страхованию имущества, существенной составной частью которого является автострахо-
вание, составило почти 41 %, что значительно выше среднерыночного показателя», – говорит г-н Крупнов. Александр Кинев, директор филиала «ИнноГарант» в Перми, оценивает падение премий, собираемых в Пермском крае по КАСКО, в 30 %.
Сергей Гуляев, руководитель отдела автострахования Пермского филиала компании «АльфаСтрахо-
вание» добавляет, данный сегмент рынка сокращается, в первую очередь потому, что он оказался без
поддержки кредитно-банковского и автодилерского канала. А Егор Лысой, продакт-менеджер по авто-
страхованию группы «УралСиб», отмечает, что рынок продаж новых автомобилей упал за последнее
время более чем на 50 %, однако рынок КАСКО снизился пока только на 20 %.
«Кроме динамики развития автомобильных рынков существенное влияние на рынок автострахования оказывает демпинг со стороны отдельных игроков, предлагающих антикризисные программы по неоправданно заниженным тарифам. Поэтому рынок КАСКО продолжит свое падение», – полагает собеседник «bc». С тем, что темпы падения премий будут расти, соглашается и Ольга Коробейникова, директор Пермского филиала компании «РОСНО». А по словам Александра Кинева, пока выручает только тот факт, что автокредиты выдавались ранее в большинстве случаев на срок от 3 до 5 лет, соответственно, пролонгация прежних договоров сейчас является основой выживания для компаний, подавляющая часть
портфеля которых была сформирована через банки.
Что касается программы льготного автокредитования, которая в настоящее время реализуется в Рос-
сии, то, по словам страховщиков, она не оказывает серьезного эффекта на объем премий по КАСКО. «На фоне такого катастрофического падения, которое переживает весь автомобильный рынок, программа льготного кредитования просто не способна сделать погоду. Гораздо более значимым фактором на рынке автострахования является увеличение предельного возраста автомобилей, принимаемых на страхование. Это хороший признак: страховщики прекратили гоняться за легкими деньгами и принялись предлагать продукты, нужные массовому автовладельцу», – утверждает Андрей Крупнов.
Кроме того, Александр Кинев добавляет, что потенциальные покупатели не уверены в будущем
своего финансового положения: это и заставляет их отказываться от покупки автомобиля даже по очень
привлекательным условиям.

Вверх и вниз.
Говоря о тарифах КАСКО, страховщики отмечают несколько разнонаправленных тенденций. «Одни компании ставят своей задачей наращивание клиентского портфеля с соответствующим понижением тарифов, другие – обеспечение прибыльности деятельности с их повышением. Также стоит отметить, что появились так называемые антикризисные предложения, которые позволяют страхователям экономить», – поясняет Егор Лысой.
Андрей Крупнов утверждает, что тарифы большинства страховых компаний имеют тенденцию к снижению, однако они испытывают давление с двух сторон. «С одной стороны, инфляция и, соответственно, рост убыточности толкают их вверх, с другой стороны, падение платежеспособного спроса и конкуренция давят их вниз», – говорит эксперт «bc».
Василий Кузнецов, директор филиала компании «Ингосстрах», считает, что тарифы по КАСКО стремительно дешевеют ввиду демпинговой политики отдельных игроков рынка: некоторые страхов-
щики, в том числе и лидеры рынка, предлагают значительные скидки на все программы автострахования
без учета уровня риска и устанавливают необоснованно низкие тарифы, величина которых не до-
тягивает даже до себестоимости. С коллегой соглашается и Александр Кинев. Он рассказывает, что на
рынке присутствуют компании, которые в попытке решить свои финансовые проблемы и любой
ценой заполучить «живые» деньги опускают тарифы существенно ниже рынка. «Чаще всего это свидетельствует о наличии классической финансовой пирамиды, когда поступившие премии от новых
клиентов тут же направляются на выплаты прежним, причем нередко списываются сразу же со счета
судебными приставами по искам клиентов, так и не дождавшихся своих выплат», – поясняет собеседник «bc».
Сергей Гуляев в свою очередь уверен, что у всех страховых компаний тарифы увеличились, поскольку при такой убыточности только повышение тарифов может спасти положение. Александр Кинев также отмечает, что определенная тенденция к росту тарифов по КАСКО присутствует, и связана она в первую очередь с ростом затрат на ремонт автомобилей.

Эффект от повышения.
По словам Василия Кузнецова, в Перми сектор ОСАГО оказался одним из немногих направлений страхования, не показавших выраженную негативную динамику. «Это в большей степени связано с тем, что ОСАГО носит обязательный характер и тарифы по нему зафиксированы государством», – поясняет собеседник «bc». Кроме того, все страховщики причиной роста сборов по ОСАГО называют повышение территориальных коэффициентов, произошедшее в мае текущего года. Напомним, по Пермскому краю коэффициент увеличился с 0,5 до 0,85, а по Перми – с 1,3 до 1,6. Как отмечает Константин Харьков, руководитель дирекции андеррайтинга ОСАГО группы «УралСиб» (Москва), общее количество договоров ОСАГО в первом полугодии 2009 года в регионе остается практически на том же уровне, что и в аналогичном периоде прошлого года.
Всего, по данным Федеральной службы страхового надзора, объем страховых премий по ОСАГО в Пермском крае в январе – июне 2009 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 9,9 % и составил 647,3 млн рублей. Что касается убыточности по ОСАГО, то в первом полугодии 2009 года она оказалась равна 72,3 %, тогда как за первые 6 месяцев 2008 года она составляла 92,6 %.
Однако Сергей Гуляев говорит о неснижающейся убыточности ОСАГО в Пермском крае, поскольку качество дорог и их обслуживание в регионе по-прежнему оставляют желать лучшего. Ольга Коробейникова в свою очередь считает, что повышение территориальных тарифов хоть и сгладило остроту вопроса, но лишь на время. «Дело в том, что убыточность по ОСАГО продолжает расти, потому что неуклонно растут цены на ремонт и запчасти автомобилей, наблюдается инфляция, происходит рост мошенничества. Кроме того, с рынка уходят неустойчивые компании, а бремя выплат по их обязательствам ложится на плечи оставшегося страхового сообщества. В такой ситуации повышение коэффициентов лишь временная мера», – поясняет эксперт «bc».

Методы борьбы.
Помимо повышения территориальных коэффициентов еще одним изменением в секторе ОСАГО стало и вступление в силу европейского протокола урегулирования убытков. Но, по словам страховщиков, с момента начала действия процедуры упрощенного оформления мелких ДТП прошло еще не так много времени, чтобы подводить итоги. Василий Кузнецов подчеркивает, что на первых порах участники ДТП и
вовсе игнорировали возможность оформить документы без участия ГИБДД, предпочитая следовать
стандартной процедуре. «Однако постепенно в страховые компании стали приходить документы, составленные в новой форме. Как бы то ни было, таких обращений пока немного, что не дает возможности
подвести какую-либо статистику и сделать выводы», – рассказывает г-н Кузнецов. С коллегой соглашается
и Константин Харьков. «Автолюбителям требуется время для того, чтобы привыкнуть к нововведе-
нию. На данный момент страховой группой «УралСиб» на всей территории присутствия урегулировано
порядка 200 обращений граждан. В целом по рынку страховщики произвели около 5,5 тысячи выплат по
прямому урегулированию», – поясняет собеседник «bc». По мнению Андрея Крупнова, серьезного эф-
фекта от запуска европротокола следует ожидать весной 2010 года, когда действие новшества достиг-
нет 1 года.
Кроме того, сбылись прогнозы страховщиков о росте мошенничества в автостраховании. Ольга Коробейникова отмечает, что число подставных ДТП в первом полугодии 2009 года увеличилось.
По мнению Андрея Крупнова, основная причина заключается в дефиците денежных средств у
населения, который вызывает у некоторых граждан соблазн решить свои проблемы за счет страховой компании. «Для борьбы с подобного рода мошенничеством задействованы стандартные методы работы службы безопасности, которые приносят хорошие результаты. Большинство новоявленных мошенников – дилетанты, изобличить их, оказывается, несложно. Впрочем, и на профессионалов находится управа», – подчеркивает собеседник «bc».

Все новости компаний