Битвы за ландшафт

Битвы за ландшафт
Рынок ландшафтного дизайна Перми демонстрирует рост вопреки негативным последствиям экономического кризиса. Игроки говорят о смене структуры продаж и сетуют на низкий уровень осведомленности клиентов.

Пермский рынок услуг ландшафтного дизайна вошел в кризис одновременно со строительной отраслью, но не намерен сдавать позиции. Эксперты «bc» уверены, что спрос на профессиональное благоустройство придомовых территорий будет постоянен.

Лидеры и динамика. По данным компании «Лендлорд», сегодня в Перми работает около 40 официально зарегистрированных фирм, предоставляющих услуги в сфере ландшафтного дизайна. Кроме того, действуют порядка десяти творческих групп, а также множество свободных бригад. Как сообщил «bc» координатор проектов студии биодизайна «Дерево Бодхи» Андрей Костин, на пермском рынке постоянно работает около 15–20 фирм. «Компании делятся по группам. Первая предоставляет полный комплекс услуг, от разработки проекта до его реализации. Вторая часть ориентирована на поставку специальных декоративных растений (питомники). В третью группу входят компании, предлагающие материалы для благоустройства (тротуарная плитка, декоративный камень). «Если говорить о компаниях полного цикла, то сейчас в Перми насчитывается порядка пяти таких игроков», – отмечает г-н Костин.

Как сообщила «bc» руководитель ландшафтно-дизайнерской компании Green city Оксана Харитонова, по ее оценкам, в Перми на данный момент действуют порядка 10 компаний сферы ландшафтного дизайна. Большинство опрошенных корреспондентом Building b. c. экспертов затруднились назвать лидеров отрасли. По мнению Андрея Костина, ведущие позиции на рынке занимают студия биодизайна «Дерево Бодхи», «Альтпарк», «Лендлорд» и Green city. Но назвать долю каждого из них специалисты не смогли, пояснив, что провести долевое деление рынка в условиях перманентной ротации достаточно сложно. Как полагает Оксана Харитонова, оценивать занимаемое игроками рыночное пространство проблематично ввиду постоянной динамики – появления новых и исчезновения старых компаний. В «Лендлорде» согласны с позицией коллег. «Каждая фирма ориентирована на определенный слой населения и узкую специфику отрасли, поэтому точную структуру рынка определить невозможно», – отмечают в компании.

Раньше росли быстрее. Комментируя темпы прироста рынка, Андрей Костин отметил явную стагнацию: «До конца 2008 года у нас появлялось до 5 новых фирм в год. Примерно 2–3 так же ежегодно исчезали, так что положительное сальдо было очевидным. Но сегодня прироста рынка нет в связи с развитием финансового кризиса, полагает эксперт. Кроме того, часть компаний были аффилированы строительным группам, которые напрямую зависели от кредитов, и сейчас чувствуют себя крайне некомфортно». По мнению Оксаны Харитоновой, в настоящий момент прирост рынка идет медленно, до кризиса динамика была более интенсивной.

Напротив, часть экспертов говорит об увеличении числа игроков. Как полагают в компании «Лендлорд», прирост рынка будет продолжаться до тех пор, пока не заполнятся все ценовые ниши. «В текущем сезоне начнут работу около 10 новых творческих групп, около 15–20 переквалифицируются или на время приостановят свою деятельность», – уверены в «Лендлорда».

Эксперты «bc» затруднились обозначить объем финансовых инвестиций, необходимый для вхождения в бизнес. Как сообщил источник на условиях анонимности, «фирмы, которые создавались более пяти лет назад, начинали работать в условиях, отличающихся от современных, поэтому сравнение провести нельзя». В основном сегодняшние компании-лидеры создавались силами энтузиастов, уверен источник.

Цены кусаются. По данным специалистов компании «Лендлорд», полный проект благоустройства, озеленения проездов, тротуаров и дорожек, схемы систем освещения, орошения и дренажа, в том числе описание агротехники используемых растений, эскизы и другие чертежи, оценивается в 1,2 тыс. рублей за сотку. В эту сумму входит выезд дизайнера на место для сбора информации о будущем проекте. По словам Дмитрия Микулича, сегодня средняя цена разработки проекта ландшафтного дизайна составляет 1,5 тыс. рублей за 100 кв. метров. При этом воплощение замысла «под ключ» оценивается в 100 тыс. рублей за сотку, продолжает г-н Микулич. Андрей Костин тот же объем работ оценил в 200 тыс. рублей за 100 кв. метров.

По оценкам Оксаны Харитоновой, разработка проектно-сметной документации для типичного участка варьируется от 6 тыс. до 10 тыс. руб-лей, при этом стоимость реализации может достигать 1 млн рублей.

Часть игроков подтвердили начавшийся демпинг в отрасли, но в основном со стороны непрофессионалов. «Демпинг, безусловно, существует, но исходит в основном от неквалифицированных компаний и гастарбайтеров», – говорит директор «Альтпарке».

Рассуждая об уровне цен на услуги ландшафтного дизайна в Перми, старший преподаватель кафедры садово-паркового и ландшафтного строительства лесотехнического факультета Пермской государственной сельскохозяйственной академии Вера Беляева отмечает наличие у клиентов выбора: «Грамотный заказчик должен быть заинтересован в наличии у фирмы лицензии и подготовленных штатных специалистов. Другое дело, если клиент в своем выборе исходит из суммы. Тогда его устроят и гастарбайтеры, но качество услуги будет крайне низким». Одним из самых весомых аргументов солидных компаний г-жа Беляева называет проектную смету. «Проверить завышенность указанных цен просто – достаточно обратиться в несколько контор», – говорит эксперт.

Курс на VIP. Клиентами компаний сферы ландшафтного дизайна все игроки единогласно называют наиболее обеспеченную часть общества. Среди частных заказчиков Андрей Костин отмечает прежде всего топ-менеджеров крупных предприятий, а также видных бизнесменов. «Кроме того, поставкой отдельных элементов – например только альпийской горки вместо целого проекта ландшафта – интересуются потребители с уровнем доходов выше среднего. Юридические лица-заказчики, как правило, банки, финансово-кредитные организации, заводоуправления и санатории. Постоянный интерес к услугам компаний проявляют муниципальные организации – детские сады, школы, колледжи. Однако ввиду отсутствия финансирования дальше получения прейскуранта такие клиенты не идут», – говорит Андрей Костин. В «Лендлорде» согласны с тем, что неохваченной нишей является благоустройство городских муниципальных учреждений. «Выйти на этот уровень достаточно сложно», – комментируют специалисты.

Целевой аудиторией в «Лендлорде» прежде всего считают владельцев загородной недвижимости. «Как правило, это индивидуальные дома, отделочные работы в которых закончились 2–3 года назад. К этому моменту хозяева уже определились с общим обликом сада и готовы к новым материальным вложениям», – рассказывают эксперты.

Оксана Харитонова согласна с тем, что целевой аудиторией фирм сферы ландшафтного дизайна являются богатые люди, а именно бизнесмены и политики. «Это успешные люди – мужчины и женщины, имеющие свой бизнес либо занимающие должности топ- менеджеров крупных компаний, в возрасте 35–55 лет», – комментирует директор компании «Альтпарк» Дмитрий Микулич.

Кризис не помеха. По словам Андрея Костина, кризис не повлиял на объем выполняемых «Дерево Бодхи» заказов. «Наш график работ расписан на недели вперед. В связи с кризисом наблюдаются лишь изменения в структуре рынка. Из пула заказов исчезли проекты, рассчитанные сроком на 2–3 года. Небольшие же проекты торгуются еще интенсивнее, чем до кризиса», – говорит Анд-рей Костин. Компании не теряют доходов, просто «короткие» заказы стали приоритетнее долгосрочных, продолжает эксперт.

В «Лендлорде» также не связывают с кризисом возможное падение оборотов. «Сейчас тяжело компаниям, ориентированным только на тонкую прослойку обеспеченных граждан, то есть клиентов VIP-класса. Такие клиенты сейчас стали разборчивее. Компании, которые не желают повысить качество, чуть опустить цены и адаптироваться к условиям рынка, вынуждены будут его покинуть в течение этого года», – уверены в фирме.

Некоторые игроки все же говорят об оттоке аудитории ввиду снижения уровня экономического благосостоянии населения. Так, по словам Дмитрия Микулича, в период кризиса процент отказа от услуг составляет примерно 20 %. Однако, продолжает эксперт, «люди просто приостанавливают процесс, не отказываясь полностью от заказанных проектов».

Накануне развития. Одна из явных проблем пермских ландшафтных дизайнеров – разобщенность игроков и отсутствие единого информационного пространства для развития диалога. Одним из путей решения проблемы может стать Центр дизайна Перми. Однако не все компании воодушевлены идеей. Оценивая инициативу, Оксана Харитонова безапелляционно заявила: «Бесполезное занятие». Глава «Альтпарка» считает подобное начинание запоздалым. Частично с коллегами согласны в «Лендлорде»: «Начинать надо было еще лет 7 назад». Однако в то же время в компании отметили, что кризис – лучшее время для обучения. «Будет здорово, если в нашем городе появится подобный центр», – резюмируют в «Лендлорде».

Комментируя инициативу создания в Перми Центра дизайна, Андрей Костин говорит о несомненной пользе таких начинаний для развития пермской дизайнерской среды. «Но для достижения результата нужно точно знать, какие цели преследует создание такой организации. Вероятно, такой центр должен проводить встречи с иногородними и зарубежными специалистами, создать библиотеку редких материалов, которые недоступны студентам, организовывать выставки, мастер-классы и конкурсы. В любом случае пермским дизайнерам будет полезно встречаться и обмениваться опытом, чтобы развитие отрасли не останавливалось», – комментирует эксперт.

По словам Веры Беляевой, в среднем в Перми выпускается порядка 30 инженеров садово-паркового и ландшафтного строительства. «Заинтересованные в трудоустройстве находят места в строительных компаниях, в городской администрации или открывают свой бизнес», – комментирует эксперт.

Как отмечают в «Ленлорде», в Перми активно используют опыт зарубежных специалистов для решения вопросов градостроительства и благоустройства. «За последние 2–3 года в нашем городе побывала не одна делегация дизайнеров. Оценить их труд можно будет только после реализации проектов», – говорят пермские специалисты.

Битвы за ландшафт

Все новости компаний