Газета
 11 мая 2009, 13:20   2476

Получили фору

Получили фору
В период, когда компании вынуждены откладывать планы по строительству крупных гостиниц, мини-отели оказываются в более выигрышной ситуации. По сравнению с затратами на реализацию крупного проекта, составляющего, по расчетам специалистов, 1 тыс. евро за номер, стоимость возведения небольшого гостиничного комплекса дешевле втрое.
Автор: Кирилл Перов

По данным Пермьстата, гостиницы и рестораны Пермского края* в первые два месяца 2009 года заработали на 16,2 млн рублей меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В январе-феврале совокупное сальдо этих предприятий в Пермском крае составило лишь 6,1 млн рублей. О снижении доходности в данном сегменте говорят и другие цифры статистики. Если в начале прошлого года число прибыльных организаций в сегменте гостиничного и ресторанного бизнеса составляло 81 %, то в этом их количество снизилось до 57,1 %. «Серьезный отток клиентов мы ощутили в ноябре прошлого года. В итоге гостиница не принесла дохода, мы ушли в минус», – рассказала корреспонденту Building b.c. собственница мини-отеля «Хозяюшка» Марина Комарова.

Между тем ряд экспертов издания высказали предположения, что спад на рынке недвижимости послужит толчком для развития сегмента мини-гостиниц и апарт-отелей; вряд ли пострадает и сфера так называемых love-отелей.

«Малыши» и «карлики». На сегодняшний день в России не существует единой классификации отелей, в основе которой лежал бы размер номерного фонда. Большинство специалистов, объясняя это понятие, либо опираются на личный опыт, либо ссылаются на трактовку, которую дает Федеральное агентство по туризму. В соответствии с классификацией агентства к категории «малый отель» относятся гостиницы с количеством номеров менее 50. Но сами участники рынка считают, что это толкование весьма неоднозначно. По мнению директора гостиничного комплекса «Седьмое небо» (Соликамск) Елены Агафоновой, такая трактовка вполне уместна для отелей в мегаполисах, но в большинстве городов Пермского края гостиницу на 40 номеров, по словам эксперта, можно причислить к разряду средних.

Преподаватель кафедры управления и экономики Пермского государственного института искусства и культуры Елена Косвинцева полагает, что из разряда малых отелей следует выделять категорию мини-гостиниц и номеров в квартирах. «Отели с номерным фондом менее 100 принято считать малыми, но согласитесь, что у гостиниц на 50 номеров и на 8–10 мест разные возможности, поэтому к категории «мини» можно причислять гостиницы до 10 номеров и апарт-отели», – считает специалист в области гостиничного бизнеса.

Московские эксперты Building b. c. придерживаются иной классификации. По словам руководителя проектного отдела компании ASTERA Ольги Збруевой, среди «малышей» принято выделять мини-отели в нежилом фонде (в среднем 10–15 номеров), мини-отели квартирного типа, так называемые апарт-отели (6–7 номеров) и мини-отели в отдельно стоящих зданиях (до 50 номеров).

Если малые отели способны принять и разместить группы туристов, то мини-гостиницы, как правило, работают по договору с предприятием, размещая командировочных. По словам Елены Косвинцевой, 70 % постояльцев – бизнес-туристы.

В Пермском крае, по признанию специалистов, сегмент мини-отелей недостаточно развит. «В Перми сегодня почти нет гостиниц с количеством номеров менее 10, конкурируют между собой и делают погоду на рынке отели на 20–25 номеров. Не развит сегмент апарт-отелей, в то время как эта услуга очень востребована в соседних регионах», – поясняет генеральный директор управляющей компании BS Hospitality Management Сергей Сташков. По словам эксперта, в Перми гораздо сильнее развит сегмент love-отелей и «отелей на час». Объем предложения в этом сегменте очень велик, а срок окупаемости подобного объекта, по словам менеджера по персоналу отеля «Калифорния» Яны Щербаковой, составляет 3 месяца.

Меньше, но дольше. До сих пор инвесторов интересовал лишь сегмент крупных 4–5-звездочных гостиниц. Аналитики говорили о нехватке качественного номерного фонда, а компании озвучивали планы по строительству объектов с номерным фондом не менее 100 комнат. Окупаемость крупных отелей, по словам экспертов Building b. c., в среднем составляет 10 лет, но много времени занимает строительство. На сегодняшний день большинство заявленных к строительству в Перми объектов находится на стадии проектирования. Мини-отели, абсолютно непривлекательные для крупных инвесторов из-за низкой доходности, стали уделом семейного бизнеса. Небольшие гостиницы также открывали предприятия, чтобы размещать людей, приезжающих к ним по служебным делам.

«Людям интересно попробовать себя в гостиничном бизнесе, но большой отель требует серьезных затрат на первоначальном этапе строительства, поэтому выбирают мини-отели», – отмечает Елена Косвинцева. По словам Сергея Сташкова, возглавляемая им компания при строительстве гостиницы составляет смету из расчета 1 тыс. евро на 1 номер. Стоимость возведения мини-отеля, полагает эксперт, может быть сокращена в 3 раза. «Сэкономить можно на массе мелочей, например отказавшись от дорогой мебели, матрасов. В мини-отелях, как правило, нет ресторана. А это тоже существенно сокращает издержки. В этом сегменте также не требуется привлечения высококвалифицированных управляющих», – рассказал Сергей Сташков.

«Хозяева мини-отелей не рассчитывают на большую прибыль», – уверена Елена Агафонова. Между тем один из собеседников Building b. c. на условиях анонимности рассказал, что валовый доход его отеля составляет 3 млн рублей в год, но вся получаемая прибыль уходит на дальнейшее развитие объекта.

Принято считать, что мини-отели выходят на самоокупаемость быстрее, нежели крупные гостиницы донецка. Но хотельеры опровергают эту точку зрения. По словам Елены Агафоновой, «Седьмое небо» начали строить 3 года назад, рассчитывали, что начнет окупать себя к 2012 году, но из-за кризиса, руководство комплекса не исключает, срок самоокупаемости возрастет. Елена Косвинцева, ссылаясь на данные, представленные ей хозяевами одного из мини-отелей в Перми, рассказала, что срок окупаемости такого объекта достигает 30 лет.

Приставка «мини» не сказывается на средней стоимости услуг в этом сегменте. Цена номера в большинстве мини-отелей Перми на 5–10 % ниже, чем в крупных гостиницах. Разница весьма несущественна, если учитывать тот фактор, что в мини-отелях чаще всего нет ресторана и постояльцы платят только за спальное место. «Малые и большие гостиницы работают в одном ценовом диапазоне. В любом случае рынок диктует цены, который в свою очередь един как для маленьких, так и больших гостиниц. Насколько мне известно, цены в Прикамье варьируются от 1300 до 5700 рублей за номер. Хотя есть случаи, когда стоимость койко-места равна 300 рублей», – поясняет маркетолог Park-Hotel Ольга Бахмутова.

Снижение стоимости номера, по словам управляющих, возможно за счет сокращения издержек.

Марина Комарова:

– Большой отель должен сиять, а маленькая гостиница-отель не требует подсветки. Кроме того, мини-отели не нанимают профессионалов высокого уровня, поэтому зарплата сотрудников здесь отличается от крупных гостиниц.

Ставка на мини. Сегодня сегмент мини-отелей развит в тех регионах, где в свое время активно шло строительство и инвесторы, покупавшие квартиры, переделывали их в гостиницы и апарт-отели. По мнению Елены Косвинцевой, сложившаяся на рынке недвижимости ситуация также подтолкнет собственников квартир в Прикамье задуматься о том, чтобы сдавать комнаты как гостиничные номера.

Однако эту точку зрения разделяют не все эксперты издания.

Сергей Сташков:

– В Перми ситуация с номерным фондом обстоит лучше, чем в большинстве российских городов, поэтому острой потребности в гостиницах нет. Кроме того, народ в Перми менее склонен к частному предпринимательству, чем даже в Екатеринбурге. Возможно, сейчас апарт-отели и будут развиваться, но не в таком объеме, чтобы это отразилось на уже существующих отелях.

Вместе с тем у «малышей» сегодня шансов на развитие гораздо больше, чем у крупных отелей.

Ольга Бахмутова:

– Сегодня сложно найти средства на строительство крупных гостиниц. Какой банк в нынешних условиях даст вам заем на огромную сумму денег, да еще и на 10–12 лет. Можно найти средства, но только лет на 5–8, при этом всю свою прибыль вы будете отдавать банкам, да еще и с немаленькими процентами по кредитам! Что останется на руках? – Ноль. По этой причине более радужной мне кажется сейчас перспектива развития сегмента малых отелей.

Шансы на выживание, по мнению Елены Косвинцевой, будут иметь лишь мини-отели, собственники которых готовы объединиться. В пример эксперт приводит опыт коллег из Екатеринбурга, где очень развит сегмент апарт-отелей. Там создан единый диспетчерский центр, сотрудники которого, принимая заказы, подбирают для клиентов наиболее подходящий вариант. «Такой способ взаимодействия, – поясняет специалист, – помогает одним выстрелом убить нескольких зайцев.

Цепочка позволяет успешно конкурировать с крупными отелями за бизнес-туристов, кроме того, способствует сокращению издержек на обучение персонала, закупку инвентаря, мебели, снижает затраты на рекламу, проведение маркетинговых исследований».

Но далеко не все пермские хотельеры пока готовы к подобному шагу. «То, что мы не общаемся между собой, неважно. Мне, например, не очень нравится идея создания единого диспетчерского центра, поскольку он может лоббировать интересы отдельных гостиниц. Хотя нечто подобное уже сделано на Перми II. Лучше пусть каждый будет сам за себя, чем кучка людей будет перетягивать одеяло на себя», – уверена Марина Комарова.

Другой фактор, способствующий развитию сегмента, – увеличение турпотоков. Елена Агафонова отмечает, что заполняемость нового отеля составляет обычно 20–40 % в год. Через три-четыре года этот показатель вырастает до 70 %, в сезон он может достигать 120 %, в то время как в выходные и летом гостиница часто пустует.

«Министерство развития торговли и предпринимательства сообщает, что номерной фонд на данный момент составляет 1,15 места на 1000 человек, что является одним из самых низких показателей среди регионов-конкурентов. Можно бесконечно долго рассуждать и приводить расчеты о необходимом количестве номерного фонда, потом все это построить и понять, что усилия были напрасны, так как количество номерного фонда нисколечко не зависит от числа жителей, а зависит от жизни, которой живет город», – уверена Ольга Бахмутова. Эксперты Building b. c. сходятся во мнении, что сегодня необходимо развивать культурную жизнь города. «Если Пермь не является крупным туристическим центром России, то, чтобы привлечь приезжающих, здесь должна развиваться, например, промышленность, привлекая опыт из других регионов или даже стран, или должны происходить события общероссийского или даже международного масштаба, а их пока мало», – отмечает Ольга Бахмутова. Именно эти факторы будут способствовать развитию конкуренции на рынке гостиничного бизнеса.

Получили фору

Получили фору

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний