Газета
 04 мая 2009, 13:20   1020

Искусство тонкого нюанса

Искусство тонкого нюанса
В культурное пространство Прикамья возвращаются имена пермских художников прошлого века.

Галерея «Союз-Арт» служит для Перми своеобразным барометром, чутко и быстро улавливающим тенденции современного художественного процесса.

Вот и сейчас выставкой «Искусство светлого будущего» галерея отреагировала на растущий интерес к художникам конца 40–50-х годов прошлого века. Прежде всего, это интерес со стороны коллекционеров, ведь картины этого периода уже перешли в категорию антиквариата. По российским законам для этого требуется, чтобы со времени создания произведения искусства прошло не менее 50 лет.

Именно к этому времени относятся рисунки заслуженного художника РСФСР Анатолия Тумбасова и работы Ивана Россика, представленные на выставке «Искусство светлого будущего».

Официальная советская идеология середины прошлого века воплощала миф о совершенном человеке и государстве. Разумеется, это накладывало отпечаток и на художественный язык искусства, но достаточно взглянуть на чудесные акварельные пейзажи Ивана Россика, чтобы понять, в чем художник находил альтернативу господствующим догмам. Домашний мир, портреты детей, выполненные карандашом с подкраской, виды уральской природы и уголки старых улиц Разгуляя, запечатленные в технике акварели… Художники этой послевоенной поры, словно вырвавшись из суровых оков сталинского высокого стиля, в своих картинах отстаивали свой личный взгляд на жизнь.

«Я не случайно назвала выставку «Искусство светлого будущего», – рассказывает Анна Суворова, куратор выставки, кандидат искусствоведения. – В то время, с одной стороны, власть транслировала идеи социального оптимизма, с другой стороны, это светлое будущее транслировалось из интимного мира художника. Несмотря на коллизии послевоенного времени, работы художников конца 40–50-х годов очень жизнеутверждающие, с сильным позитивным посылом».

Самые интересные работы Ивана Россика написаны акварелью. Графика (а акварель – это вид графики) всегда считалась искусством элитарным, требующим большого мастерства. В акварели достаточно сложно решать большие композиции или создавать картины с историческим или мифологическим сюжетом. Но портрет, натюрморт и пейзаж позволяют художнику-акварелисту передать множество оттенков цвета и создать нужное настроение. «Если живопись сравнима с симфоническим оркестром, где много инструментов, то акварель – это выступление солиста-виртуоза, искусство тонкого нюанса», – объясняет Анна Суворова, куратор выставки.

Камерные произведения небольшого размера, жанровое начало и лирические интонации – все это искусство, в которое был включен и Иван Россик, в начале 60-х годов было отодвинуто, а затем надолго забыто под натиском пришедшего в живопись «сурового» стиля. На картинах художников появились новые герои: суровые сталевары, шахтеры, покорители природы – лесорубы и геологи.

С тех пор прошло полвека, канул в Лету исчерпавший все свои возможности «суровый» стиль, пережит всплеск интереса к неформальным художникам, уже стал привычен «контемпорари-арт». Сейчас пришла пора спокойной переоценки ценностей, и живопись конца 40–50-х годов стала вновь пользоваться интересом у специалистов-искусствоведов и у зрителей, в том числе пермских. Но оказалось, что многие имена забыты, архивные фонды не изучены, а местонахождение, к примеру, архива Пермского отделения Художественного фонда СССР и вовсе не известно. Нам еще предстоит снова открывать имена пермских художников, творивших в то время.

Творчество Ивана Россика заново открыли в прошлом году: сначала на выставке «Арт-Пермь» были представлены его работы и выпущен буклет, чуть позже состоялась выставка работ. Нынешняя выставка в галерее «Союз-Арт» посвящена 100-летию со дня рождения художника. К юбилею вышла в свет книга «Иван Игнатьевич Россик. И все-таки говорить есть о чем». Книга отлично издана, с прекрасными иллюстрациями и добрыми словами многих деятелей культуры в адрес талантливого художника. Но самое интересное то, что издание открывает нам новый талант Иван Россика – литературный. В книге помещены его «Страницы воспоминаний», бережно сохраненные сыном художника. Гражданская война на Дальнем Востоке, учеба в Ленинграде в знаменитом ВХУТЕМАСе, Пермь в годы Великой Отечественной войны, становление Пермской организации Союза художников СССР (а Иван Россик был ее первым председателем) – все эти события нашли место на страницах книги и имеют отдельную историко-краеведческую ценность.

Следующая выставка галереи «Союз-Арт» откроется ко Дню Победы и будет посвящена художнику Анатолию Яр-Кравченко, также творившему в середине прошлого века. Куратор выставки Анна Суворова готовит экспозицию фронтовых рисунков художника, сделанных по заказу командования Западным фронтом в период обороны Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Сегодня эти рисунки, впоследствии ставшие основой для литографий, кроме художественной имеют и глобальную историческую ценность. У выставки уже есть своя история: три года назад в Пермь переехала дочь художника и перевезла архив отца. Только в нашей стране эти рисунки экспонировались около 100 раз, не считая многочисленных зарубежных выставок. Жители Перми познакомятся с творчеством Анатолия Яр-Кравченко впервые.

Поделиться:
Все новости компаний