Газета
 30 марта 2009, 13:20   1367

Единорог и дева

Средневековые символы позволяют талантливому художнику выразить современный концепт.
Автор: Кирилл Перов

Первая персональная выставка Марины Хакимовой, открывшаяся в галере «Союз-Арт», называется «Бестиарий». Такое название носили средневековые зоологические сборники с описаниями различных животных. В пространстве средневекового человека не было четкого разделения между реальностью и вымышленным миром, и в «Бестиариях» вместе с волком и лисой соседствовали единорог и василиск. Так и работы Марины Хакимовой наполнены множеством деталей, связанных с символами средневековой христианской культуры и изображениями василисков и других трудно определяемых тварей. Одна из самых замечательных работ называется «Единорог», в ней применен редкий прием – золочение.

«Здесь художник использует один из самых понятных для христианской культуры образов. В средневековье единорог постоянно воспроизводился на картинах, – рассказывает Анна Суворова, куратор выставки, искусствовед. – Единорог – символ Христа, но помимо этого считалось, что это совершенно реальное животное, которое обитает во французских лесах. Люди верили, что единорога можно приручить, если у него на пути посадить деву, тогда он подойдет и успокоится у нее на груди. В своей работе Марина этот подтекст не транслирует, она просто соединяет два узнаваемых символа, причем здесь присутствует интересное сочетание золота и пламени геенны. А золото в средневековом и вообще в христианском искусстве символизирует божественный свет».

Работы Марины Хакимовой кажутся похожими на Босха или Питера Брейгеля-старшего, но это только на первый взгляд. Художник использует упрощенные архаичные формы, свойственные средневековой живописи, сочетая их с современной, очень качественной проработкой лица и фигуры персонажа. Автор сознательно использует прием архаизации, чтобы как можно точнее передать смыслы.

Произведения Марины Хакимовой выполнены в уникальной, очень сложной технике. Сначала на доску, чаще всего дубовую, наносится тонировка, потом процарапывается рисунок. Возникает некая аналогия с гравюрой, с изготовлением печатной формы. И далее выполняется раскраска от руки маслом, затем производится вощение, отчего картины кажутся подсвеченными изнутри, иногда художник использует золочение. Это близко к средневековому искусству, как русскому, так и европейскому.

Но при всей сложности и многодельности этого метода работы Марины – это современное концептуальное искусство. Этот термин в последнее время мы в основном относим к работам типа «Русского бедного».

«Мы просто привыкли, что концептуализм у нас чаще всего состоит из букв и какого-то количества номинальных предметов, – объясняет Анна Суворова, куратор выставки. – Как проявляется концептуальное искусство? Сначала формируется идея, которая затем облекается в форму. И в «Бестиарии» мы видим предметное воплощение этого концепта, он в данном случае облекается в очень сложную по изготовлению рукотворную форму».

Марина Хакимова в отличие от большинства современных концептуальных художников не работает с остросоциальными темами, а обращается к вечным вопросам жизни и смерти, искусства и человека.

Как рассказала искусствовед Анна Суворова, Марина Хакимова относится к поколению молодых пермских художников, несущих неожиданное для нашего города искусство. Сложившиеся прежде традиции в основном разделялись по двум направлениям: с одной стороны, индустриальная тема, с другой – постмодернистские изыскания вне интеллектуального контекста. Новое поколение художников отличается работами очень предметными, сложными по технологии изготовления и вместе с тем с концептом. В ближайшее время в галерее «Союз-Арт» пройдут еще три выставки молодых и еще малоизвестных художников Перми.
 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний