Газета
 11 марта 2008, 00:00   936

Кусочек Японии

В Перми прошла восьмая Неделя японского кино, объединившая в себе историю и современность японской кинематографии
В Перми прошла восьмая Неделя японского кино, объединившая в себе историю и современность японской кинематографии

В рамках проекта «Пермская синематека» госкиноцентр «Пермкино» возобновляет проведение фестивалей национальной кинематографии в Перми. 1 марта в киносалоне «Премьер» состоялось официальное открытие ставшей традиционной Недели японского кино. Семидневная программа объединила в себе историю и современность японской кинематографии: легендарные картины, шедевры выдающихся мастеров, авторские мини-ретроспективы, жанровые образцы традиционного японского стиля и фильмы, посвященные актуальным проблемам современности.
Все, что связано со Страной восходящего солнца, вызывает в Перми повышенный интерес, поэтому и фестивали японского кино проходят с неизменным успехом. В этом, 2008 году фестиваль проводится уже в восьмой раз. На его открытии присутствовали представители регионального отделения общества российско-японской дружбы «Тонари», принимавшего активное участие в организации мероприятия. Благодаря режиссеру Павлу Печенкину было представлено костюмированное выступление в стиле популярного японского анимэ, после которого зрители разошлись по залам, где параллельно демонстрировались три картины: фильм-сенсация Каннского кинофестиваля «Империя чувств» режиссера Нагиса Осимы, современное творение Ёдзи Ямады «Любовь и честь» и самый характерный фильм программы — драма «Куклы» культового режиссера Такеши Китано. Фильм, ставший сенсацией Венецианского международного кинофестиваля. Возможно, самое совершенное на сегодняшний день творение великого мастера. Три трагические истории о невозможности любви, снятые в эстетике традиционного японского театра кукол «Бунраку».
В первый же вечер Недели японского кино был представлен и советско-японский фильм «Под северным сиянием», съемки которого проводились в Перми в 1990 году. Эта картина является экранизацией повести Тогава Юкио «Под Авророй», рассказывающей историю пятилетних скитаний по Сибири японского охотника Гэндзо, пытающегося накопить деньги для выкупа любимой девушки, проданной родителями в школу гейш.
Также 1 марта начался показ серии картин, рассказывающей о странствиях популярного героя японского кино — Затойчи. С 1962 по 1989 год о легендарном слепом меченосце Затойчи было снято 26 фильмов, в которых главную роль блистательно играл актер Синтаро Кацу (1931–1997 годы). Но лишь спустя годы этот персонаж стал известен во всем мире из-за вмешательства в его кинематографическую судьбу знаменитого режиссера Такеши Китано, который не только снял в 2003 году продолжение истории героя, но и исполнил в своем фильме главную роль.
Новшеством фестиваля этого года стал проект «Япония Вима Вендерса», в рамках которого зрителю было предложено два документальных фильма: «Токио-Га» и «Записки об одежде и городах». Первая картина посвящена выдающемуся кинорежиссеру Ясудзиро Одзу, вторая снята в форме интервью с модельером Йоджи Ямамото.
Не мог фестиваль пройти мимо и столь популярной в наши дни анимации. Любителей этого вида искусства организаторы порадовали работой Горо Миядзаки «Сказания земноморья» и первым в мире «трехмерным» компьютерным мультбоевиком с фотореалистичной графикой «Final fantasy».
В заключение (раз уж мы заговорили о моде) хочется сказать: да, сейчас в моде все японское — от кухни до экономических моделей. Но японское кино — вне моды. Младший отпрыск многотысячелетней культуры, оно спокойно и с чувством собственного достоинства задает некие стандарты, на которые ориентируются кинематографисты нескольких поколений, и остается надеяться, что и в следующем году этот кусочек настоящей Японии достанется пермским ценителям восточного искусства.
Поделиться: