Каждый раз, возвращаясь из зарубежных поездок, привожу с собой целые альбомы новых идей. Буквально только что я вернулась из США, где проходила стажировку в бизнес-школах штата Колорадо. Честно признаюсь, до поездки все, что я слышала об этом штате, ограничивалось насекомыми, пожирающими треть урожая картофеля на Урале. Но, как оказалось, колорадских жуков там просто нет, повсюду — ровные ковры газонной зелени, которая за весьма приличные деньги продается владельцам полей для гольфа и покрывает дворики обычных жителей «одноэтажной Америки».
Колорадо сегодня — это одна из самых активно развивающихся территорий США, которая лидирует по уровню жизни, объему строительства, приросту количества жителей. Многие крупные корпорации США — представители нового слоя креативной экономики, такие как IBM, — с удовольствием открывают в Колорадо свои региональные офисы. И тому есть множество причин: в штате создаются условия для работы и отдыха. Обустроенные горнолыжные курорты, живописные горы, высокие заснеженные вершины, на которых можно кататься даже летом, озера для водных видов спорта, специальные велосипедные трассы. Кстати, Колорадо расположен по соседству с солнечной Калифорнией, но уровень цен и налоговые ставки в этом, менее раскрученном, штате заметно ниже, что также влияет на привлечение экономически активного населения.
Добиться этого руководству города удалось, в том числе, и с помощью общественного проекта, который смело можно называть одним из самых креативных и успешных с финансовой точки зрения инициатив государственной власти.
Проект позволил маленькому городу Лонгмонту, численность которого 80 000 человек (как наша Лыcьва), привлечь внимание федеральных властей и завоевать титул «Всеамериканского города». За год с небольшим со дня начала этого проекта организаторы — мэрия Лонгмонта — получили суммарный экономический эффект в 15 миллионов долларов!
История началась в 2004 году. Инициативная группа жителей города Лонгмонта во главе с мэром Леоной Стокер озаботились проблемами эмигрантов из Мексики. Сегодня каждый четвертый житель города — испанского происхождения, часто имеющий невысокий уровень квалификации и нелегально пребывающий на территории штата. Как следствие увеличение числа бедных, рост числа правонарушений и еще целый букет социальных проблем, включая растущую социальную напряженность в городе.
Здесь надо сделать небольшую оговорку. Мэры американских городов — персоны уважаемые, они избираются жителями своих городов сроком на два года. Отсюда и высокий уровень ответственности чиновников за результаты своей работы, и вовлеченность жителей в решение актуальных проблем. Совет города также был озабочен тем, как привлечь в город большее количество компаний и квалифицированных специалистов с высоким уровнем доходов. Было принято решение — провести широкомасштабную акцию, которая бы рассказала максимально большему числу жителей США и мира о Лонгмонте как о красивом и цветущем городе, приветствующем креативных и предприимчивых людей. Важно было найти красивый и узнаваемый образ, соответствующий замыслу мэрии города.
Искать пришлось недолго! Многочисленные озера штата украшают дикие канадские гуси. Их благородный окрас и многообразие видов позволяли разыграться фантазии участников проекта.
Суть идеи Леоны Стокер была простой и гениальной. Проектная группа в течение нескольких месяцев проводила конкурсный отбор эскизов скульптур гусей в самых разных стилях и направлениях: от гуся, читающего новости в газете, до гуся-робота или гусыни-модницы. На конкурс были представлены более 80 самых разнообразных вариантов скульптур. Все это активно обсуждалось жителями штата в Интернете, на страницах газет. И уже через несколько дней после начала акции стали поступать спонсорские средства на техническую реализацию проекта. Сумма расходов на организацию Фестиваля гусей в Лонгмонте составила 34 000 долларов. Эти средства были потрачены на оплату материалов для создания 30 самых красивых и креативных скульптур гусей. Две недели 57 художников из 6 стран мира трудились под открытым небом, поддерживаемые восхищенными взглядами местных жителей и гостей города. Все это действие сопровождали концерты самодеятельных артистов и Симфонического оркестра Лонгмонта, театральных и музыкальных коллективов из самых разных уголков США. В Фестивале приняли участие более 100 тысяч человек. Лонгмонт посетили делегации мэров городов-побратимов из Японии, Мексики, Канады.
Завершающим действием Фестиваля стал открытый аукцион, на котором были проданы 18 скульптур гусей, остальные переданы в фонд города Лонгмонта, чтобы украсить собою архитектуру города.
Каждый житель Лонгмонта с удовольствием покажет, где расположены скульптуры легендарных гусей, и расскажет, какой великолепный праздник длиной в две недели был подарен городу самыми талантливыми людьми Америки. И еще обязательно расскажет, что благодаря гусям город получил почти 15 миллионов долларов частных пожертвований, которые были направлены на благотворительность: строительство домов для небогатых людей штата, социальных больниц и центров поддержки людей с низким уровнем доходов и безработных.
Идея гусей продолжает жить и сейчас. К итогам проекта была издана целая серия подарочных изданий, буклетов, сувениров, детских наклеек и книжек-раскрасок.
Один из каталогов гусей есть и у меня. Листаешь его и понимаешь, что красота и креативность создают настоящие чудеса, оживляют города, дарят надежду на достойное будущее. При добрых помыслах и творческом подходе государственных чиновников и гуси начинают нести золотые яйца!