Газета
 31 октября 2005, 00:00   1824

Как преодолеть кризис компании на этапе зрелости

Для выбора бизнес-модели существуют 3 возможных пути развития.
Для выбора бизнес-модели существуют 3 возможных пути развития.

Как преодолеть кризис компании на этапе зрелостиКаждая компания достигает определенного момента в своем развитии, когда перед руководством встает вопрос: что же дальше? Предприятие развивается уже довольно длительное время, и многие цели достигнуты. Есть определенные подходы к управлению компанией, но приходит понимание, что ситуация поменялась и руководить так, как раньше, становится неэффективно. Изменился рынок, то, что вчера было новым и неожиданным, сегодня уже никого не удивляет. Конкуренты не стоят на месте, а клиенты становятся крайне требовательными, постоянно ждут чего-то нового. Среди персонала появились старожилы, которые ностальгируют по прежним временам, когда все было легче и понятнее. А если вдруг возникает неожиданная идея, то уже не так много желающих рискнуть и попробовать свои силы в новом деле. Будущее становится туманным. Все эти симптомы могут свидетельствовать о том, что у компании наступил этап зрелости и, соответственно, кризис среднего возраста. В нашей статье пойдет речь о том, как этот кризис успешно миновать или преодолеть.

Процессы, происходящие на пермском рынке, являются отражением общей действительности в России, и это выглядит следующим образом. Есть компании, которые работают на рынке уже давно и занимают устойчивое положение. А есть новые, которые стремятся создать себе имя и занять определенное место на рынке, их еще называют «старт-апы» (от английского start-up — «начало», «первый шаг»).

Начинающие компании развиваются по предпринимательскому типу, интуитивно пролагая себе путь в джунглях российского бизнеса. И очень многое здесь зависит от везения. Также сегодня на рынке сформировалась мощная группа компаний, которые начали свою деятельность на старте рыночной экономики в России, с 1990-х годов. С момента их создания прошло 5-7 и более лет, и вот здесь-то, согласно многочисленным исследованиям, их подстерегает кризис среднего возраста.

Как мы видим, компании отличаются друг от друга, поэтому и вопросы их интересуют разные. Старт-ап стремится в кратчайшие сроки перейти от этапа семейственности к «расцвету», но часто не знает короткого пути к своей цели. Средний бизнес опирается на накопленный опыт, хорошо разбирается в текущей ситуации, но находится в затруднении относительно вопросов развития.

Многие молодые отечественные компании развиваются в основном при помощи предпринимательской интуиции, зачастую не используя опыт, уже накопленный другими. Руководитель в этом случае подобен штурману, ведущему свой корабль без навигационных карт и компаса. И при этом он рискует выбрать неправильный курс.

Выходом в данной ситуации может являться использование технологий менеджмента и ориентир на корпоративные стандарты управления компанией. В таком случае она проходит этапы своего развития по заранее разработанному сценарию, с учетом всех рисков. Бизнес движется к цели по тщательно рассчитанному и проложенному курсу.

Более зрелые компании занимает, в первую очередь, один вопрос: как развиваться дальше? Типичная зрелая компания работает уже более 7 лет, за это время рынок обычно переходит в стадию стагнации, поэтому возможности развития на данном рынке могут быть ограничены.

Решение в сложившейся ситуации — создать модель бизнеса, которая эффективна в данных условиях и делает возможным переход на новый рынок либо позволяет создать новые предложения для текущего рынка.

Трудности этапа зрелости и их преодоление.
Начинающая компания обычно сталкивается со следующими трудностями:
· Постановка системы управления;
· Создание и развитие системы планирования;
· Мотивация персонала на показатели эффективности деятельности;
· Переход от управления через «семейные» отношения к управлению через целеполагание и постановку задач (наиболее сложная проблема).

Зрелая компания решает задачи иного рода:
· Повышение уровня предприимчивости среди сотрудников, поскольку «ветераны» компании часто не принимают новые методы работы;
· Ориентир компании на новые результаты, так как даже положительный накопленный опыт может являться помехой в развитии;
· Привлечение к управлению компанией наемных менеджеров, что само по себе является довольно сложным и длительным процессом.

Все эти проблемы успешно решаются, если управление осуществляется, исходя из будущего, с ориентиром на тенденции развития рынка и технологий управления процессами внутри компании. В данном случае руководитель выстраивает систему оперативного менеджмента таким образом, чтобы предприятие готовилось к завтрашнему дню уже сегодня.

Например, все сталкиваются с такой проблемой, как растущие ожидания клиента. Дело в том, что, начиная с первой встречи и по мере развития отношений, клиент каждый раз ждет чего-то нового. Если компания к этому не готова, то новые ожидания клиента будут для нее сюрпризом, причем не всегда приятным. Однако если компания четко сформулирует для себя будущие требования клиента на 1-2 года вперед, учитывая развитие рынка, внутренние технологии и ориентиры на этот период, то новые требования клиента могут быть удовлетворены.

Как правило, на этапе зрелости руководители компании начинают задумываться о стратегическом планировании. Создание миссии и разработка стратегии входят в компетенцию собственника и топ-менеджеров. А вот построить бизнес-модель компании в соответствии с поставленными стратегическими целями — это первоочередная задача высшего менеджмента. Именно грамотно созданная бизнес-модель, ориентированная на будущее, является залогом успешного оперативного управления.

Таким образом, управление развитием компании происходит в два этапа:
· Стратегическое планирование: четкое представление видения компании на много лет вперед, формулировка миссии, выделение приоритетных направлений, определение стратегических целей и задач, оценка рисков;
· Бизнес-моделирование ситуации для поэтапного достижения поставленных стратегических целей (разработка модели на 1-2 года вперед, управление изменениями при переходе с этапа на этап).

Как лучше выстроить бизнес-модель.
Любая компания, в принципе, может справиться с трудностями, возникающими в процессе роста и развития, самостоятельно. Правда, зачастую руководство попадает под влияние ситуации и становится сложно определить правильный путь развития. Большинство предприятий идут вперед эволюционным путем, методом проб и ошибок, опираясь на собственный опыт и предпринимательскую интуицию. Такой путь занимает довольно много времени, которого может быть недостаточно для развития. А если цели амбициозны и рынок динамичен, то дорога каждая секунда.

Поэтому для того чтобы создать бизнес-модель с ориентиром на будущее и успешно преодолеть кризис, компания может выбрать, например, один из трех возможных путей развития.
1. Подготовить собственных специалистов по развитию. Плюсы в этом случае: специалисты имеют возможность вникать в проблемы компании и заниматься вопросами развития, уделяя этому все свое рабочее время. Минусы: уровень профессионализма этих специалистов необходимо постоянно повышать, а на это требуются время и денежные затраты.
2. Взять бизнес-модель по аналогии с методом бенчмаркинга. В этом случае можно просто скопировать все самое лучшее у других успешных фирм, сэкономив время и деньги. Однако полученная таким образом бизнес-модель не учитывает особенности собственной компании, поэтому могут возникнуть проблемы с адаптацией в конкретной ситуации.
3. И, наконец, компания может привлечь специалистов со стороны. Консультанты проведут профессиональный анализ и создадут бизнес-модель с учетом всех особенностей, кроме этого, могут оказать поддержку на этапе внедрения новшеств. Необходимо лишь при подборе консультантов сделать акцент на практический опыт проведения подобных изменений.

Пермский бизнес сейчас активно развивается, есть явные предпосылки и для его дальнейшего роста. Зрелый бизнес сегодня переходит к вопросам управления имиджем компании, разработки и внедрения новых услуг на рынке, предприятия также уделяют много внимания развитию своего персонала. Новички решают вопросы, которые возникают в процессе роста, и каждый выбирает собственный путь развития.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний