На информационном ресурсе применяются cookie-файлы . Оставаясь на сайте, вы подтверждаете, что согласны на их использование и ознакомлены с политикой в отношении обработки персональных данных

Согласен
Газета
  1. Газета
 27 декабря 2004, 00:00  

Китайский синдром

Ольга Вязовская : «Если коммерсант хочет выжить в малом бизнесе и через десять лет, то совет ему только один: учить китайский»
«Если коммерсант хочет выжить в малом бизнесе и через десять лет, то совет ему только один: учить китайский»

Пермская королева кожи и меха Ольга Вязовская вернулась из Китая после месяца пребывания. Теперь дизайнер знает все о китайском экономическом чуде, особенно в «модных» вопросах.

В чем экономическое чудо Китая?
– Это не только мое, твердое мнение: Китай не просто становится, а практически стал страной номер один во всех основных аспектах, которые интересуют человечество. В плане политики, экономики, социальной сфере и психологии! Соответственно, от этого тянутся все ниточки, включая и моду.

Вам приходится бывать в разных странах, что там думают о Китае?
– Вот последний пример: во время моей сентябрьской стажировки в США бизнес-семинар по курсу МБА вел американец индийского происхождения. Так вот, его основные впечатления и эмоции были посвящены, догадайтесь чему? Китаю! Он привел немало фактов и статистики: ежедневно в Америку прибывают 40 тысяч китайцев. Он убеждал нас: «Ребята, вас, русских, здесь гораздо меньше, так не ленитесь презентовать себя, страну, свое дело». Ни один из приезжих китайцев не стесняется это делать. Они неустанно несут свою культуру, мировоззрение, чуть ли не навязывают все это – в хорошем смысле – всему миру.

Почему так происходит, на Ваш взгляд?
– Это политика государства! И началось это не вчера. По моему мнению, это произошло лет 10-12 назад. Косвенный показатель в том, что в китайских школах перестали изучать русский и начали изучать английский. Я была в центре страны, в провинции Шаньдунь, в огромном университете. Там есть факультет русского языка. Я сходила на занятия всех курсов. 7 групп по 30 человек – из них только два студента попали туда по доброй воле и имеют интерес к русскому языку. Для остальных учеба на факультете русского языка – просто наказание! Лучшие специальности – юристы, экономисты, организаторы производства – все, что связано с бизнесом.

Сотрудничество с Россией не ценится?
– За месяц пребывания в Китае я услышала упоминание о России дважды. Со своего шестка нам кажется, что миру интересно вести дела с нами. На самом же деле Китай активно устанавливает отношения со всем миром, например, с Украиной. Но ни одного значимого российско-китайского предприятия в принимавшем меня городе я не встретила. А в учебном плане, вообще, тоска. Вряд ли можно выучить русский язык по учебникам 50-х годов.

Лозунговая лексика отражает их менталитет?
– В чем-то мы Китай по-прежнему воспринимаем как совдепию. Но их чрезмерный национальный энтузиазм приводит к совершенно невероятном результатам. Взять хотя бы то, как они работают. Как царевна в сказке! Левым рукавом махнет – замок стоит, правым – мост построен. Скорости неимоверные! Они смогли привлечь на свою сторону основной мировой капитал, пользуются им и не отпускают его. А мы не смогли. У нас был шанс, перестроечный, но мы его упустили.

Вы были в Китае дважды. Впечатления разные?
– В первый раз я была два года назад. Видела парадный Китай со всеми его достопримечательностями. Тогда я ездила по большим городам: была в Шанхае, Пекине. «Попробовала» традиционную страну, какой мы ее представляем. И сделала несвойственную для себя вещь – накупила завораживающего китайского шелка, потом создала коллекцию «Блистающий дракон» в китайском стиле. На Московской Неделе прет-а-порте столкнулись столичное мнение и мое личное. Мои дизайнерские идеи рождаются не на пустом месте, они все в духе времени. Коллекция была создана не только по моим личным впечатлениям и в честь этой страны – было ощущение, что эти тенденции витают в воздухе. Я доверилась своей интуиции и сделала коллекцию, соединив шелк, меха, кожу, использовала восточные конструкции, фактуру. Философия костюма, вложенная в модели два года назад, казалась мне своевременной. Но тогда мне сказали, что я погорячилась. Мнение режиссера модных показов Темо Чхиквадзе и критики было таково: конечно, восточные элементы всегда в моде, но не стоит говорить о том, что это отдельное направление. Вывод: восточная коллекция невпопад. Была произнесена фраза, на которую тогда я обиделась, а сейчас вспоминаю ее с улыбкой: «Люди хотят веселиться и не хотят ни о чем задумываться. Слишком много философии!»

А потом началось повальное увлечение Востоком в интерьере и моде…
– Именно! И я порадовалась своей прозорливости. Кстати, помимо Китая, в моде той волны есть много субкультур. Тот же Китай – он разный. Так, некорректно просить «расскажите о китайской культуре». Общим знаменателем является только история. А в моде, например, есть бытовая, провинциальная, которая хватает самые впечатляющие моменты с подиума. Есть мода столичная, пекинская и больших северных городов. Шанхай, допустим, является культурным центром. Если смотреть на его космическую архитектуру, то можно в общих чертах представить и моду. Архитектура вызвала в памяти картинки из книг фантастов! И, конечно, моя коллекция по сравнению с китайским менталитетом – детский лепет. Еще столько возможностей!

В чем секрет успеха китайцев?
– Если бы я его поняла, то рассказала бы всем русским! Я бы провела аналогию с еврейской нацией – китайцы также умудрились сохранить чистоту крови. На примере Китая очевидно, что у каждой медали – две стороны. С одной – они очень разделены языком, поднациональностями. С другой – они едины в своей национальной гордости. И это заложено на генетическом уровне. При том, что они активно входят в мир, национальную чистоту сохраняют.

Никто не стесняется того, что он китаец?
– Мне кажется, они соединяют несовместимое: хотят быть похожими на высоких, светлокожих европейцев или американцев, но при этом сохраняют национальную гордость и остаются истинными китайцами. К приезжим относятся терпимо, но как к чужакам.

Что вас поразило в китайцах?
– К ним подходит пословица «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Гораздо важнее отношения, чем деньги. У них не та степень капитализма, когда расположение зависит от того, сколько у человека денег. Не все продается. При этом есть неофициальные сборы по разным поводам. Допустим, случается что-то, несчастный случай или свадьба, и каждый дает, кому сколько не жалко. Никто не говорит «сдаем по 100 юаней», но любой китаец понимает, что он должен сдать сумму в соответствии со своей должностью и доходом. Это формирует определенное негласное отношение к человеку. Вот еще один пример внутреннего национального регулирования отношений.

Китай наступает?
– Китай уже завоевал мир и продолжает это делать! Я воспринимаю это как объективную реальность. Если хочу выжить как коммерсант в малом бизнесе, быть интересной себе и людям лет через десять, то должна сказать себе: «Оля, учи китайский!» Китай нужно воспринимать не как «иго», не бояться, а идти навстречу и впитывать все положительное. За жизнь одного поколения они успевают пройти гораздо больший путь в своем сознании и больше попробовать. Отчасти я объясняю это тем, что китайцы интересуются мировыми достижениями и активно используют чужой опыт.
Все новости компаний