Прощание с оптом

Оптовые продажи алкоголя в Пермском крае за год сократились на 25%. Продажи пива и вовсе упали наполовину. Причина – стремление сетей работать с производителями напрямую

По данным Пермьстата, в 2016 году организациями оптовой торговли Прикамья продано алкогольной продукции на 12,9 млрд рублей, что в фактически действующих ценах на 25% ниже уровня прошлого года. В качестве основных покупателей данной продукции выступали хозяйствующие субъекты розничной торговли и общественного питания.

Значительно сократились продажи слабоалкогольных (на 69% по сравнению с 2015 годом) и пивных напитков (63,9%) – за год продукции этих видов было отгружено 0,3 и 1,4 млн литров соответственно. Более чем в два раза в 2016 году сократились объемы оптовых продаж пива (на 54,4%) и составили 16,1 млн литров. Самое низкое падение зафиксировано в продажах коньяка – они сократились на 5,5%.

Самая популярная категория алкогольных напитков у ритейлеров и заведений общепита – пиво. В натуральном выражении оптовиками отгружено 16,1 млн литров этого напитка. Самые низкие показатели по объему отгрузки продемонстрировали слабоалкогольные напитки (0,3 млн литров), а также шампанское и игристые вина (1,1 млн литров).

Объемы оптовых продаж алкогольной продукции и пива.

Продажи в 2016 году (в млн л) Изменение в % к 2015 году
Водка и ликероводочные изделия 15,5 — 22,1
Коньяки 2,1 — 5,5
Напитки слабоалкогольные 0,3 — 69
Винодельческая продукция (без шампанских и игристых вин) 12 — 19,3
Шампанские и игристые вина 1,1 — 30,4
Пиво 16,1 — 54,4
Пивные напитки 1,4 — 63,9

Источник: Пермьстат.


По словам Вадима Дробиза, директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), к снижению оптовых продаж в регионе привела политика крупных торговых сетей. «Их задача – избавиться от оптового звена. Федеральные сети сотрудничают напрямую с производителями и сами выстраивают логистику. Строят распределительные центры, получают лицензии на оптовую продажу алкоголя, развозят товар по точкам на собственных машинах. Это выгодно, поскольку в таком случае оптовик не «съедает» свою часть наценки – около 20%», – пояснил г-н Дробиз.

Из пермских ритейлеров самостоятельные поставки активно развивает «Семья». В частности, торговая сеть напрямую работает с производителями вина. С крепкими алкогольными напитками работа выстраивается по-другому.

Крепок как напиток.

Самое стабильное положение на рынке показал крепкий алкоголь. На российском рынке продажи премиального алкоголя в натуральном выражении стабильны второй год подряд: за период с ноября 2015 года по октябрь 2016 года показатель прироста составил +1,3% против +0,6% за тот же период прошлого года, согласно данным ритейл-аудита Nielsen. В денежном выражении продажи демонстрируют рост: +5,9% – в 2016 году, +6,7% – в 2015 году. Цены в категории премиального алкоголя продолжили расти, но темпы немного замедлились: с 6,2% в прошлом году, до 4,5% в 2016 году.

Крупнейшие категории на рынке премиального алкоголя в России в 2016 году – игристое вино с долей в 56% в натуральном выражении и бренди (24%), при этом в денежном выражении их доли составляют 37% и 27% соответственно. Продажи игристого вина снизили темпы роста по сравнению с прошлым годом: в 2016 году они увеличились на 2,3% в натуральном и 8,7% в денежном выражении, в 2015 – на 5,2% в натуральном и 13,4% в денежном выражении. Среди других категорий премиального алкоголя в 2016 году виски продемонстрировали наиболее сильный спад продаж (–10,6% в натуральном выражении), в 2015 году продажи виски снижались на 4,3%.

«После многих лет уверенного роста и развития категория премиального алкоголя на российском рынке относительно стабильна второй год подряд за счет снижения продаж таких категорий напитков, как виски, вермут, ликеры и текила на фоне роста таких крупных категорий, как игристое вино и бренди. Столь заметное сокращение продаж виски во многом связано с тем, что именно в этой категории отмечается наибольший рост цен: год назад цены росли на 11%, что было ниже роста цен в целом на продовольственные товары, по итогам 2016г. рост составил уже 13%, что превышает среднюю инфляцию в продуктовом секторе», – комментирует Марина Лапенкова, директор по работе с глобальными компаниями, Nielsen Россия.

Сам себе винодел.

Собственные торговые марки (СТМ) сетей в категории алкогольных напитков продолжают расти. Доля СТМ сетей в категории премиального алкоголя в 2016 году составила 5,9% в натуральном выражении и 3,2% в денежном выражении. Продажи частных марок в 2016 году выросли на 18,7% в натуральном и на 41,4% в денежном выражении.

В пресс-службе сети «Лента» отметили, что в ассортименте ретейлера сейчас около 100 позиций алкогольных напитков под собственными марками, а объемы продаж алкогольных СТМ за год вырос в два раза.

По данным агентства ЦИФРРА, многие сети сейчас продают водку под собственными торговыми марками по цене около 195 рублей за бутылку. Это лишь на 5 рублей выше установленной государством минимальной цены. При этом, как отметил директор агентства Вадим Дробиз, после внедрения системы ЕГАИС в розничной торговле в легальном происхождении такой водки можно не сомневаться.

«В 2016 году рост цен на собственные торговые марки в категории премиального алкоголя несколько усилился по сравнению с прошлым годом, однако это не оказало значительного влияния на динамику продаж: цена по-прежнему осталась привлекательной для российских потребителей, за счет чего интерес к данной продукции в текущих условиях продолжает быть высоким», – комментирует Марина Лапенкова.

Пока все спят.

На сегодняшний день к системе ЕГАИС подключились 98,36% организаций Пермского края, имеющих лицензию на торговлю алкоголем. Это почти на 6% больше, чем в июне 2016 года.

По мнению заместителя директора по розничной торговле УК «ЭКС» Елены Гилязовой, «серых» организаций, занимающихся нелегальной торговлей, гораздо больше, чем те 2%, которые еще не подключились к системе. Процветанию теневого рынка сопутствует и падение реальных доходов населения на протяжении последних лет.

Елена Гилязова, заместитель директора по розничной торговле УК «ЭКС»:
– И контрафактная водка, и другие некачественные напитки присутствуют на рынке. С этим однозначно надо бороться. Административные меры, направленные на ограничение времени и мест продаж алкоголя, действенны лишь в том случае и для тех людей, для которых алкоголь не является товаром первой необходимости. То есть если человек захотел купить вина, к примеру, но уже 23.00, то он и не пойдет в магазин. Чтобы законы действовали в полной мере, они должны быть направлены на уменьшение количества зависимых от алкоголя людей. Должны применяться не только административные меры, но, что гораздо важнее, вестись просветительская работа, пропаганда здорового образа жизни, присутствовать альтернативные варианты досуга.