Тяжелая «львиная» доля. Разбираемся в экономике трамвайных перевозок в Перми

Тяжелая «львиная» доля. Разбираемся в экономике трамвайных перевозок в Перми
Теоретически трамвай более экономически эффективен, чем автобус. Практически – в Перми нет ни одного прибыльного трамвайного маршрута. Рассказываем, из чего складываются расходы на электротранспорт и как его планируют развивать в Перми.

По данным администрации Перми, за 2022 год работа городских трамваев обошлась бюджету в 868 млн рублей, из которых около 650 млн было покрыто выручкой от оплаты проезда. Таким образом, дотации на осуществление деятельности из бюджета составили 25% от общей стоимости. Если сравнивать со всей автобусной сетью города, показатель точно такой же.

В разрезе отдельных маршрутов среди автобусов есть прибыльные, а среди трамвайных – нет. В городском департаменте транспорта обращают внимание, что в стоимость работы трамвая включены затраты на содержание инфраструктуры. «Если в стоимости работы автобусов будет по аналогии учитываться обслуживание улично-дорожной сети, их эксплуатация может оказаться дороже трамвайного сообщения», – предполагают в ведомстве.

Показатели работы трамвая в Перми в 2022 году

маршрут убыток пассажиропоток
2 Станция Осенцы – Стахановское кольцо -46 768 726,90 ₽ 1 390 833
3 Пермь-2 – Красный Октябрь -2 988 142,05 ₽ нет данных
4 Пермь-2 – микрорайон Висим -18 166 342,87 ₽ 3 386 155
5 Бахаревка –Пермь-2 -16 658 222,06 ₽ 5 828 141
6 Велта – Разгуляй -27 492 131,94 ₽ 1 573 271
7 Пермь-2 – Вагоноремонтный завод -41 290 266,49 ₽ 3 272 082
8 Инкар – микрорайон Висим -34 297 581,63 ₽ 3 322 754
11 Школа №107 – микрорайон Висим -33 578 604,15 ₽ 4 626 769
12 Школа №107 – Разгуляй -24 178 541,90 ₽ 4 582 326

Экономическую эффективность различных видов транспорта сравнили в Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ). «С точки зрения экономики трамвай на 40% выгоднее автобуса большого класса. В том числе потому, что у него больше вместимость и гораздо более продолжительный срок амортизации – автобус выработает свой ресурс через семь лет, а трамвай – через 30 лет», – говорит секретарь Комитета по развитию общественного транспорта Российской академии транспорта, генеральный директор ООО «Первая компания транспортной инфраструктуры» Андрей Шестопалов.

Сравнительный анализ проведен в исследовании* вице-президента МАП ГЭТ Александра Морозова. Расчет проводится на условном типичном внутригородском маршруте длиной 10 км. Он показывает, что у трамвая наименьшие расходы на амортизацию, фонд оплаты труда водителей, топливо/электроэнергию. Но достигается такая эффективность при потоке от 1100 пассажиров в час и соблюдении ряда других параметров.

«Эффективность работы трамвая зависит от органов власти, которые формируют маршрутную сеть. Если трамвайный маршрут дублируется автобусными, то он не добирает пассажиропоток. Важно также соблюдать интервалы движения, время работы транспорта и прочее», – отмечает Андрей Шестопалов.

Маршрутная сеть и скорость

Как правило, для максимальной загрузки трамвая транспортными инженерами предлагается примерно следующая схема: автобус работает как подвозной транспорт и доставляет пассажиров до некой магистральной линии, которая уже обслуживается электротранспортом. Это предполагает поездки с пересадками. Подобное в Перми пробовали внедрять в начале транспортной реформы, укорачивая автобусные маршруты и сокращая дублирование. Но в итоге большинство направлений были возвращены к прежнему виду, в том числе и по просьбам пассажиров, для которых важна беспересадочная связь между микрорайонами.

Помимо недозагруженности эффективность трамвайных перевозок снижает изношенность инфраструктуры. В Перми десятки километров путей требуют ремонта. «Одним из ключевых факторов, ограничивающих раскрытие всего потенциала трамвая, является неудовлетворительное состояние пути и, как следствие, снижение скорости движения. Средняя эксплуатационная скорость в трамвайной системе на сегодняшний день составляет всего 13 км/час, что даже медленнее автобуса», – подчеркивает начальник городского департамента транспорта Анатолий Путин.

За ближайшие три года 35 км приведут в нормативное состояние в рамках концессионного соглашения с «Мовиста-Пермь». Это повысит скорость движения трамваев. Появятся и новые вагоны: в 2023 году планируется поставка 30 единиц, в 2024 году – еще 14.

Новые модели и дорогие запчасти

Общая численность трамвайного парка в Перми сопоставима с уровнем десятилетней давности, отмечают в МУП «Пермгорэлектротранс». На сегодняшний день на балансе предприятия порядка 150 трамваев (десять лет назад было 173 вагона), ежедневный выпуск на линию составляет 90 единиц. Из них 24 – полностью низкопольные «Львенок» и «Лев».

После поставки еще 44 современных вагонов обновится в общей сложности 76% подвижного состава, работающего на линии. Оставшаяся часть – это вагоны модели 71-623 Усть-Катавского вагоностроительного завода. Такие раньше иногда называли «морковками» – за оранжевую заводскую окраску. Они курсируют в Перми с 2010-2012 годов и являются частично низкопольными. После поставки 44 новых вагонов в регулярной эксплуатации на маршрутах не останется техники старше 2010-2012 годов. По информации ПГЭТ, часть высокопольных трамваев окажутся в резерве и могут быть выведены на линию при росте пассажиропотока.

Тяжелая «львиная» доля. Разбираемся в экономике трамвайных перевозок в Перми

На предприятии говорят, что старые вагоны с реостатно-контакторной системой управления – 71-605 (выпускались УКВЗ с 1969 по 1992 год) и 71-619к (с 1999 по 2012 год) – проще в устройстве и обслуживании. Но из-за износа они больше подвержены поломкам. Более современные вагоны с электронной системой управления дороже ремонтировать при возникновении неисправностей, но у новой техники в целом они возникают гораздо реже.

Для своевременного осуществления текущего и капитального ремонта подвижного состава необходимо приобретение запасных частей и комплектующих. В ПГЭТ рассказали, что за последние годы стоимость запчастей по основным позициям выросла в среднем на 25-40%.

«В ближайшее время снижение цен маловероятно из-за общемировой инфляции. Сейчас идет налаживание новых логистических цепочек поставок. Дефицит импортных запчастей по-прежнему наблюдается, но частично начал восполняться за счет новых каналов и налаживания производства на территории РФ», – отметили на предприятии.

Тяжелая «львиная» доля. Разбираемся в экономике трамвайных перевозок в Перми

Больше пассажиров – развитие трамвая

В 2022 году на трамваях совершено почти 27 млн поездок – это 13,6% от пассажиропотока всего общественного транспорта Перми. Общий показатель за первые три месяца 2023 года превысил уровень аналогичного периода прошлого года на 27,8%. По словам Андрея Шестопалова, рост пассажиропотока – один из показателей удовлетворенности работой общественного транспорта. «Но на него влияет и экономическая ситуация. Сейчас довольно много людей отказываются от личных автомобилей. Продажи новых машин в России падают (по данным «Ассоциации европейского бизнеса» в январе-апреле 2023 года – на 37,8% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года). Еще один индикатор – снижение продаж автомобильных шин», – добавляет он.

На сегодняшний день трамвайная система Перми в целом сбалансирована, считают в департаменте транспорта. «Имеющегося количества вагонов достаточно для текущего объема пассажиропотока. Однако при ожидаемом росте количества поездок текущий парк необходимо будет наращивать. Также может быть рассмотрено использование многосекционных вагонов или трамвайных поездов», – рассказали в ведомстве о возможных путях развития.

Не пропустите:Автобус (не)резиновый. Самые востребованные маршруты Перми за год стали еще более загруженными17 мая 2023, 07:00

Там подчеркнули, что генеральным планом города предусмотрено развитие рельсового транспорта, как наиболее эффективного для перевозки большого количества пассажиров. В генплан заложено как строительство новых линий, так и развитие территорий вдоль существующих.

В обосновывающих мероприятиях к новой редакции генплана выделено несколько направлений развития трамвайной сети:

  • Ул. Крисанова – ул. Карпинского (в ходе реализуемого проекта по продлению ул. Крисанова).
  • Обслуживание жилых районов Парковый и ДКЖ. Подразумевается продление ул. Углеуральской до ул. Строителей со строительством трамвайных линий и прокладка путей по проспекту Парковому.
  • Обслуживание жилых микрорайонов Садовый, Крохалева, Солдатова и Владимирского.
  • Трамвайные пути на ул. Крисанова и в микрорайоне Парковом относятся к первой очереди реализации генплана (до 2028 года), остальные – ко второй (до 2034 года).
«Не отменяем планы по строительству новых веток, предусмотренных Генеральным планом города. Одна из наиболее вероятных к реализации – трамвайная линия в микрорайон Парковый, который активно развивается, при этом автобусная сеть работает на пределе своей провозной способности», – отметил Анатолий Путин.

Тяжелая «львиная» доля. Разбираемся в экономике трамвайных перевозок в Перми

В ремонтном цехе. Фото: ПГЭТ


Структура расходов МУП «Пермгорэлектротранс»

  • Оплата труда водителей;
  • Отчисления на социальные нужды;
  • Электроэнергия;
  • Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт транспортных средств;
  • Амортизация подвижного состава;
  • Общехозяйственные расходы, такие как содержание имущественного комплекса предприятия, в том числе ремонты зданий и сооружений, оплата коммунальных услуг, медицинские осмотры, обучение разных специалистов, в том числе по специальности «Водитель автобуса» и «Водитель трамвая», страхование гражданской ответственности перевозчика и прочее.

Электрический автобус

В этом году в Перми появится новый вид транспорта – электробус. В декабре планируется запустить 16 единиц техники по новому маршруту №81 «Ул. Сапфирная – Пермь II». На покупку электробусов, которые будут курсировать в Перми, направят средства из бюджетов трех уровней. Основные расходы обеспечит федеральное финансирование – 736,2 млн рублей. Краевые средства определены в размере 38,7 млн рублей. Расходы городской казны составят 9,8 млн рублей. Оборудуют четыре зарядные станции.

По расчетам Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ), электробус (если он заряжается на конечной и имеет автономный ход до 50 км) является экономически невыгодным. Он обходится дороже троллейбуса как минимум на 31%, дороже автобуса при низких потоках на 37%, трамвая – на 51%). Но, как отмечает эксперт Андрей Шаповалов, благодаря той федеральной субсидии, которую получает Пермь, электробус для города, скорее всего, будет выгодным.

В рамках концессионного соглашения с ООО «Мовиста-Пермь» за три года планируют капитально отремонтировать 35 км трамвайный путей, приобрести 44 трамвайных вагона и спецтехнику для обслуживания путей. Кроме того, предусмотрена реконструкция депо «Балатово», модернизация энергохозяйства и замена 77 остановочных павильонов и навесов. Концессионное соглашение заключено на 20 лет. Всего в ремонт и реконструкцию трамвайной инфраструктуры вложат 16,3 млрд рублей. В том числе 4,4 млрд рублей будет получено в виде безвозвратной субсидии из федерального бюджета. Расходы концессионера в итоге компенсируют из бюджетов города и края в течение срока действия соглашения. За 20 лет предстоит выплатить 27 млрд рублей.

* Александр Морозов, научный руководитель Центра развития транспорта общего пользования РУТ – МИИТ, вице-президент МАП ГЭТ, «Результаты сравнительного исследования экономической эффективности различных видов транспорта».

Все новости компаний