Культура
  1. Культура
 21 апреля 2023, 15:37  

Взлететь над обыденностью: вернисаж «Понаехали. Арт-Пермь. XXV» (0+)

Взлететь над обыденностью: вернисаж «Понаехали. Арт-Пермь. XXV» (0+)
Вернисаж «Понаехали. Арт-Пермь. XXV» (0+), посвященный юбилею проекта и 300-летию Перми, стал ярким и заметным событием в культурной жизни города.

Открытие вернисажа «Понаехали. Арт-Пермь. XXV» 18 апреля произвело впечатление на пермскую публику своим нестандартным форматом, яркими, шумными перформансами, масштабом и качеством представленных работ.

«Рады! Рады!» – так встречали гостей перед входом в обновленное пространство выставочного центра «Пермь Экспо» по шоссе Космонавтов, 59 актеры-вороны с красными картонными клювами. Стюардессы проверяли «паспорта» и выдавали «посадочные талоны», которыми можно было отметить понравившийся стенд, приклеив их на картонный чемодан-презентацию художника. «Понаехавшим» вручали кулечки с оранжевым корнеплодом, как бы сразу обозначив, что искусство слаще морковки, то есть бытовых, обыденных потребностей человека. И всех прибывающих отчаянно фотографировали при входе в зал с самолетом эпохи Василия Каменского, созданным из картона в натуральную величину. Атмосферу огромного зала ожидания дополняли представители разных народов, одетые в национальные костюмы, актеры с чемоданами с фото пермских писателей и художников и картонная стена, преграждающая вход на вернисаж.

Организаторы проекта очень эффектно предложили пермякам преодолеть чувство застоя и попробовать взлететь над реальностью, чтобы полностью погрузиться в мир искусства, который будит эмоции, «лечит» душу и помогает взглянуть на мир под другим углом. Стену из картона со словом «Обыденность» пробивали в формате перформанса «вороны» и странные пассажиры, которые смогли «раскачать» картонный самолет и заставить его взлететь после завораживающего призыва-монолога талантливого пермского актера и певца Александра Смирного.

Руководитель выставки Сергей Казук отметил, что организаторы изначально задумали произвести впечатление на гостей. Название вернисажа заимствовали от выставки «Понаехали», которая прошла в 2020 году в Санкт-Петербурге, а идею – от проекта «Арт-Пермь», которому в этом году исполняется 25 лет.

«Что отличает «Арт-Пермь» от всех остальных? Она просто лучше всех – по масштабу, по размаху, по географии. Надо обязательно прийти и насладиться искусством, которое мы привезли. Это 360 художников, 35 городов, четыре страны – Россия, Грузия, Беларусь, Швеция. Мы пригласили на открытие почти все национальные диаспоры, которые есть в Пермском крае. Это наша первая выставка, которая занимает сразу два этажа. И она художественная», – подчеркнул Сергей Казук.

В числе «понаехавших» и представивших на вернисаже свои работы есть и знакомые пермякам художники – пермячка Татьяна Нечеухина с великолепной ретроспективной выставкой своих работ; Виталий Ниточкин из Краснодара с 19 картинами, многие из которых он завершил буквально на днях; Надежда Супонина и Петр Гармаев из Улан-Удэ с уникальной бурятской этнографической скульптурой и многие другие. С этими авторами и их работами встречаешься как с добрыми друзьями, получая колоссальный душевный заряд, словно от возвращения в родные места.

Но особый интерес вызывают «новоприбывшие», и их работы очень точно отражают тему преодоления границ, выхода из символического «зала ожидания». Картина уникального художника-реалиста Павла Астаулова из Тамбова, где пассажирский лайнер замер на вечной стоянке в заросшем травой парке, – точное олицетворение застоя и в то же время образец классической живописи в современном прочтении.

Московская галерея современного искусства Ermine Gallery привезла в Пермь масштабный проект «Время». Это совершенно не пермская, с московскими амбициями выставка работ современных художников с великолепной техникой. Как рассказала Наталия Воскресенская, основатель Ermine Gallery, она лично отбирает те работы, на которые внутри откликается, и при этом они выполнены очень качественно, у всех художников есть академическое образование. «Обратила внимание на нескольких пермских художников. Хочу представить их в Москве. Пока не буду называть имена, но у них есть свой особый почерк», – отметила Наталия Воскресенская.

Галерея «Луна» из Нижнего Новгорода привезла в Пермь работы четырех художников, которые когда-то жили в Нижнем Новгороде, а сейчас переехали в Санкт-Петербург. «Нам очень нравится в Перми, потому что у вас замечательные зрители. У них разные вкусы, они интересуются, задают вопросы. И мы всегда рады представить здесь яркие, необычные проекты. Привезли очень интересных художников из Петербурга с мировой известностью», – отметила галерист Марья Богданова.

Питерская галерея Le Art представила пермякам великие имена представителей народов Байкала – это скульпторы Даши Намдаков, чьи работы есть в Эрмитаже и коллекциях знаменитостей, и Гэсэр Зодбоев, с очень пластичными и тонкими в исполнении работами, и художник Бальжанима Доржиев с живописными картинами.

И все-таки, несмотря на талантливых «понаехавших», центральное место на втором этаже вернисажа отдано работе пермячки Марины Еркович «Легкость бытия», которая недавно получила Гран-при 17-го Международного сибирского фестиваля керамики и собирает нескончаемую очередь из желающих сфотографироваться рядом с ней.

Пермские авторы, действительно, представлены на выставке очень достойно. Как рассказал Сергей Казук, организаторы специально отдали площадку молодым художникам Пермского края, предложив им включиться в тему «Понаехали». У них свой проект «Детский мир» – как детская комната на вокзале. Обращают на себя внимание работы Юлии Хлебниковой – некий симбиоз живописи и скульптуры, очень интерьерные и современные.

Еще один проект с участием пермских художников – «Худпром» – тоже продолжает тренд на художественное оформление пространства, но уже коммерческого, заводского. Здесь выставлены работы, отражающие производственные будни крупных предприятий – «Уралхима», «Мотовилихинских заводов», «ПМ – Пермские моторы»; строительство Чусовского моста. В формате комишн, казалось, сложно встретить работы высокого уровня, но проект «Худпром» опровергает это утверждение. Оригинальный подбор цветовых оттенков, портретность сюжетов и качество выполнения работ вызывают живой эмоциональный отклик. Картины Любови Малышевой, Алексея Мургина и других пермских и екатеринбургских художников, представленных в проекте, а также скульптуры в металле Рустама Исмагилова в творческом симбиозе с ними – прекрасный образец того, как можно отразить промышленную тему в настоящем искусстве.

Часть своей уникальной коллекции на вернисаже представила Пермская художественная галерея. Работы уроженки Прикамья Светланы Мищенко-Сапсай в стиле декоративного реализма – как маленькие истории, рассказанные волшебником и расписанные ярмарочными красками.

А Пермский театр кукол показал свое видение образов героев кинофильма «Сердце Пармы», снятого по мотивам одноименного романа Алексея Иванова, – через коллекцию авторских кукол.

В проекте «Ветры. Ангелы. Люди» порядка 30 работ представили 16 пермских художников, которые их создавали без всяких ограничений и условий, и это их свободные от условностей творческие мысли. Перья, крылья, ангелы – все это тоже на тему полета над обыденностью.

Два этажа вернисажа в этом году – очень качественный, впечатляющий, интригующий проект. Здесь практически невозможно пройти мимо ни одной экспозиции. Отдельного внимания заслуживают мастера керамики из Березников и Перми, и в целом декоративно-прикладные работы, представленные в этот раз в небольшом количестве, – очень запоминающиеся. Среди них тоже отражены тенденции на интерьерные вещи – спаржа из керамики, фарфоровые цветы, прозрачные стеклянные птицы и лестницы.

Ведь практически все, что представлено на выставке, можно приобрести и таким образом удовлетворить мечты о наполнении своего пространства предметами искусства. Кто-то позволит себе подлинный шедевр, а кто-то – копию с настоящим автографом автора. Главное – обретет эмоциональную связь с той картиной или скульптурой, которая помогла преодолеть гравитацию и подняться над реальностью.

Тема чувств наиболее ярко отражена в работах питерского художника, имеющего галереи по всему миру, Бориса Рачковского, который одним из первых начал продвигать в России жанр эмоционализма. Как отметила искусствовед Анна Воронкова: «Картины такого формата называются рондо и символизируют собой гармонию, полное единение с миром, с природой, когда инь и янь соединяются, и возникает трепещущая энергия жизни. Задача художника, как он сам говорит, – подарить зрителю возможность увидеть мир, почувствовать его максимально, отказаться от всяких идей и размышлений и довериться своим чувствам».

Выставка «Понаехали. Арт-Пермь. XXV» – это тоже проект про чувства, про впечатления и про способность разглядеть искусство даже там, где, кажется, просто сложили картонные чемоданы.


Автор фото: Андрей Чунтомов

Истории:
Все новости компаний