По China ложке. Перевозчики столкнулись с задержкой в поставках автобусов

По China ложке. Перевозчики столкнулись с задержкой в поставках автобусов
Лизинговые компании стали менять условия договоров. Сейчас техника постепенно поступает в Пермский край, ожидается прибытие еще нескольких десятков автобусов. Власти прорабатывают меры поддержки перевозчиков в новой экономической реальности.
Автор:

Новая экономическая реальность повлияла на исполнение недавно заключенных контрактов на обслуживание межмуниципальных маршрутов. О возникших трудностях, их решении и результатах первого года реформы рассказал заместитель министра транспорта Пермского края Александр Полыгалов.

Переход на новую транспортную модель предполагает сокращение дублирующих маршрутов, открытие «социальных» направлений (востребованных, но с низкой рентабельностью); брутто-контракты (выручка от продажи билетов идет в бюджет, перевозчикам платят за транспортную работу), регулируемый тариф и обновление транспорта.

Никто не ожидал.

Изначально планировалось, что вместо 205 межмуниципальных направлений будет 172. Из-за объединений территорий в Кудымкарский округ и Губахинский округ 28 маршрутов переходят в разряд муниципальных, еще два решено исключить как дублирующие (№ 130 «Горный – Гамово» и № 818 «Кудымкар – Кочево». В результате по итогам реформы по регулируемому тарифу будут работать 142 маршрута.

За 2020-2022 годы планировалось заменить 378 транспортных средств. Обновление 315 автобусов уже закреплено в долгосрочных контрактах. По факту на 12 апреля выведено на линию 245 новых автобусов, с поставкой еще 70 возникли проблемы.

«В связи с ситуацией в стране начали срываться сроки поставки автобусов. Лизинговые компании меняют условия, увеличивая стоимость услуг», – сообщил Александр Полыгалов на заседании рабочей группы по вопросам, связанным с дорожной деятельностью, в Законодательном Собрании Пермского края.

«Никто не ожидал, что ключевая ставка Центробанка будет 20% (такое значение установлено 28 февраля; с 11 апреля произошло снижение до 17% – прим. «bc»). Лизинговые компании разрывали договоры в одностороннем порядке, либо применяли ставки 26-28%. На сегодня курс доллара опустился, и стоимость автобусов стала адекватной – сравнимой с январем 2022 года» – добавил министр транспорта Пермского края Андрей Алякринский.

Сейчас транспорт постепенно поступает перевозчикам. «Мы со своей стороны готовим постановление, которым дадим подрядчикам полгода, чтобы заменить машины на новые. Отслеживаем всю информацию – где закуплена техника, как она изготавливается и поставляется Основная часть межмуниципальных автобусов – не российского производства. Если говорить об отечественных производителях, например, «НефАЗ» «встал» вообще – комплектующих нет», – отметил глава минтранса.

Александр Антипов, руководитель ООО «АААвто»:

– Мы заказали газовые автобусы Yutong, которые производятся в Китае. Получить их должны были в феврале. Заключили договор лизинга, заплатили аванс и начались проблемы с поставкой. Контрагенты уверяют, что дело в коронавирусных ограничениях в Китае. Автобусы, как нам сообщают, готовы и стоят на заводе. Хоть и с задержкой, но мы их получим. Дальше свою роль играют рост курса доллара и увеличение ставки Центробанка РФ. Цена зафиксирована в долларовом эквиваленте, и в Китае она не изменилась. А нам предстоит заплатить основную часть по лизинговому договору по курсу ЦБ на день подписания акта приемки. Если раньше итоговая стоимость с учетом лизинга увеличивалась за пять лет примерно на 50%, то при нынешних условиях мы получим удорожание в 2-2,5 раза.
Эдуард Мирзамухаметов, руководитель ООО «Дизель»:

Транспорт должен был прийти в феврале, но из-за коронавирусных ограничений в Китае произошла задержка, и поставка затянулась до момента, когда «скакнул» доллар. Все «встали на паузу», банки стали менять условия договоров, либо расторгать их. Мы не теряем уверенности, что все образуется. Предоплату не забирали, чтобы не считалось, что договор расторгнут по нашей инициативе. Рассчитываем, что взятые на себя обязательства поставщики выполнят. Параллельно ищем новых партнеров – ряд лизинговых компаний, с которыми сотрудничали, сейчас либо вообще не финансируют, либо меняют условия не в лучшую сторону. Речь идет об удорожании стоимости договора лизинга не на сколько-то пунктов, а в разы.

Сами выбрали.

Пятилетних контрактов на сегодня заключено на сумму 13,8 млрд рублей. Еще часть маршрутов обслуживается по краткосрочным договорам. В частности, таким образом обеспечена транспортная доступность на 37 направлениях, которые должна была обслуживать московская компания «Автомания». Она не имела нужного опыта в сфере пассажирских перевозок, не смогла договориться о лизинге и исполнять обязательства – так прекращение отношений объяснили власти. Организацию включили в реестр недобросовестных поставщиков.

Сам подрядчик жаловался также на нерентабельность работы. При определении начальной цены долгосрочных контрактов заказчик снизил расчетную величину, посчитанную исходя из расходов перевозчика, примерно на 30%. Такой подход объясняется имеющимися лимитами бюджетного финансирования.

Депутат Вероника Куликова попросила прокомментировать ситуацию и оценить вероятность отказа перевозчиков от действующих контрактов с учетом новых экономических реалий.

«Конкурсы были объявлены в августе 2021 года. Каждый сам выбирал, участвовать или нет, просчитав рентабельность. Стоимость работы была известна и не менялась», – ответил Андрей Алякринский.

– То есть рисков вы не видите? – уточнила депутат.

– Трудности есть. Помимо того, о чем уже сказали, у перевозчиков сейчас проблемы с обслуживанием техники, с запасными частями. Меры поддержки транспортников обсуждаются в Минтрансе РФ, мы также представили губернатору свои предложения, как можно помочь. Рассматриваем возможность авансов для того, чтобы предприниматели могли закрыть лизинговые сделки и не попасть под удорожание, – рассказал министр.

Приходят посмотреть.

Вероника Куликова предположила, что в текущей ситуации перевозчики не решатся заключать пятилетние контракты. «Перевозчики приходят к нам, ведут переговоры, смотрят на условия. Ценник мы пока не пересчитывали. Пока транспортная доступность порядка 40 маршрутов обеспечена короткими контрактами», – пояснил Андрей Алякринский.

Александр Полыгалов упомянул еще один нюанс, связанный с возможностью проведения конкурсных процедур. Заказчики столкнулись с тем, что перевозчики не могут подтвердить соответствие дополнительному требованию, появившемуся в законе о госзакупках. Согласно новому положению при закупке на сумму более 20 млн рублей участники должны иметь опыт исполнения государственного контракта за последние три года на сумму не менее 20% от начальной максимальной цены контракта. Это касается всех отраслей.

Загвоздка с межмуниципальными перевозками в том, что до недавнего времени все междугородние перевозчики работали по нерегулируемым тарифам, на основании свидетельств. Это не подразумевает контрактов с органами власти.

По словам Александра Полыгалова, подготовлено письмо в Минтранс РФ с просьбой отложить на год применение новой статьи 44 ФЗ.

Билеты и бюджет.

Брутто-контракты с перевозчиками финансируются за счет доходов от продажи билетов и дополнительных бюджетных дотаций. В 2021 году плановое соотношение между этими статьями было 53% и 47%. В действительности сложилась пропорция 60% на 40%. В январе-феврале 2022 года за счет доходов от перевозки оплачено 102,6 млн рублей, за счет бюджета – 50,2 млн рублей.

Не пропустите:Это было дешево еще вчера. В Перми обсудили новый этап транспортной реформы08 марта 2022, 08:00
Все новости компаний