Это было дешево еще вчера. В Перми обсудили новый этап транспортной реформы

Это было дешево еще вчера. В Перми обсудили новый этап транспортной реформы
В Перми планируют объявить конкурсы на обслуживание 43 автобусных маршрута. Эксперты, в том числе и федеральные, говорят, что расходы перевозчиков вырастут – дорожает лизинг, запчасти, и это только начало. Власти все равно не отказываются от идеи максимально обновить транспорт
Автор:

Администрация Перми готовится к очередному витку конкурсных процедур среди перевозчиков общественного транспорта. Выставить на торги планируют 20 маршрутов, которые уже долгое время обслуживаются по коротким договорам (их перезаключают каждые несколько месяцев), а также 23 направления, по которым в 2019 году были заключены контракты на три года. Это значительная часть рынка – примерно треть, если считать в автобусах, задействованных на линии (247 из 717 единиц).

На заседании в Торгово-промышленной палате Перми начальник городского департамента транспорта Анатолий Путин рассказал о требованиях к подвижному составу. Ключевое – автобусы должны быть не старше 2021 года выпуска. Половина и более техники должна быть газомоторной.

Сразу минус треть.

Расходы на оплату транспортной работы планируется предусмотреть в объеме 8,7 млрд рублей на пять лет. «Начальная максимальная цена контрактов (НМЦК) будет рассчитываться, исходя из лимитов бюджетного финансирования», – рассказал Анатолий Путин. Он добавил, что это распространенная практика.

Такой подход применен при проведении конкурсов на обслуживание краевых маршрутов: НМЦК рассчитывается в соответствии с приказом Минтранса РФ, регламентирующим порядок определения стоимости транспортной работы, а затем уменьшается в результате применения коэффициента бюджетной обеспеченности.

По словам начальника департамента, это снижение на новых торгах может составить около 30%. Представители бизнеса и ранее считали такой подход неправильным. С учетом нынешних изменений в экономике страны риски, по мнению экспертов, еще возросли.

«Мы отстаиваем интересы добросовестного бизнеса, который платит налоги, «белую» зарплату, покупает нормальные, а не «левые» ГСМ. Эти и другие расходы отражены в приказе Минтранса РФ, и полученная в соответствии с ним сумма и должна быть начальной максимальной ценой контракта. Дальше перевозчики, исходя из своих возможностей и рентабельности, могут снизить ее на торгах. А следствие изначального занижения ценника – это уход бизнеса в тень», – уверен президент Пермской ТПП Олег Жданов.

В условиях повышенной инфляции речь может идти и об уходе из отрасли. «Ставка Центробанка – 20%. Уже есть предложения от банков о размещении средств под 18% годовых. Какой смысл перевозчику вообще заниматься бизнесом, в котором такой рентабельности и близко нет? Положил деньги в банк – никакой ответственности не несешь. Но мы-то хотим, чтобы бизнес развивался», – подчеркнул г-н Жданов.

По его оценке, в текущей ситуации следует посмотреть иначе на срок действия контракта. «Раньше мы говорили о преимуществах долгосрочного планирования. Сейчас я бы поостерегся от длинных сроков – в силу, опять же, инфляционных ожиданий», – рекомендовал эксперт.

Минтранс индульгенцию не давал.

Представитель Минтранса РФ Дмитрий Полунин поддержал позицию ТПП относительно установления начальной цены контракта.

«При разработке нормативно-правового акта мы провели большую работу вместе с экспертами и бизнес-сообществом, чтобы НМЦК соответствовала фактическим затратам перевозчика и обеспечивала выполнение требований к безопасности, соблюдение расписания», – сообщил начальник отдела пассажирского транспорта, где разработали обсуждаемый приказ.

Дмитрий Полунин добавил, что обоснованная НМЦК позволит привлечь к торгам больше участников. «Если проводить торги по заниженной цене, подразумевая конкретного перевозчика, который за нее готов работать, это подрывает саму суть контрактной системы», – высказался федеральный чиновник.

По его словам, платить перевозчику меньше, чем установлено приказом, значит давать ему индульгенцию на несоблюдение каких-либо обязательных требований. «В отсутствие финансовой обеспеченности возможно оставлять часть маршрутов работать по нерегулируемому тарифу», – описал один из вариантов выхода из ситуации г-н Полунин. Вместе с тем, такой ход предусмотрен на случай, «когда больше сделать ничего нельзя».

Еще одна возможность приблизиться к нормативной цене и уложиться в бюджетные лимиты – снизить требования к автобусам. Руководитель рабочей группы Пермской ТПП по пассажирским перевозкам Александр Стерлягов напомнил о предложении, с которым выступал бизнес: установить такую возрастную планку, чтобы к концу контракта автобус достигал семи лет. Это срок его амортизации.

Сейчас перевозчик может оказаться в ситуации, когда после окончания трехлетнего контракта автобусам четыре года, а для очередного конкурса они не подходят. «С точки зрения остаточной стоимости техника еще не отработала свой ресурс. Что с ней делать? Увозить в другие регионы, где более мягкие требования к транспорту?» – задал риторический вопрос Олег Жданов.

Не пропустите:В Перми предлагают ввести новый вид проездного билета для продажи в транспорте04 марта 2022, 07:15

Хроническая недостаточность денег.

Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников заявил, что отрасль пассажирских перевозок хронически недофинансируется. «Специалисты НИИ автомобильного транспорта доказали: для устойчивой работы транспортного предприятия его рентабельность должна быть не менее 9,5%. Чтобы каждые семь лет обновлять транспорт – не ниже 22,5%. Сегодня такого уровня рентабельности нет практически ни у одного перевозчика, даже в Москве. Последние годы стоит вопрос о хроническом недофинансировании отрасли. В бюджетах регионов не хватает денег, чтобы полностью оплачивать стоимость транспортной работы, а значит, поддерживать необходимый уровень качества и безопасности перевозок. Изначальное недофинансирование на 30% – это либо переработка водителей, либо несвоевременные проведение плановых ремонтов и т.д.», – рассуждает эксперт, сопредседатель правительственной рабочей группы по автомобильному транспорту в рамках «Регуляторной гильотины».

«Улучшения экономической ситуации ждать не приходится, поэтому уже сегодня надо думать о том, какие резервы могут быть предусмотрены контрактами. За последнюю неделю некоторые запчасти для ряда автобусов подорожали в 1,5-2 раза. И это только начало. Следующий вопрос – какая инфляция будет заложена в контракт, особенно если заключать его больше, чем на три года», – рассуждает Юрий Свешников.

Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Глеб Киндер отметил, что в новой экономической реальности под вопросом возможность планирования даже на один год. По его словам, заключение контрактов по цене, сниженной на 30%, приведет к тому, что условия все равно придется пересматривать: возвращаться к этому вопросу и «тушить пожары», если перевозчики не смогут выводить автобусы на линию. «Подчеркну, что речь идет об уменьшении относительно «вчерашнего» уровня НМЦК – сегодня он уже совершенно другой в силу инфляции и прочего. С учетом ставки Центробанка лизинговые ставки однозначно будут под 30%», – считает он.

Все равно обновим.

Анатолий Путин прокомментировал возможность снижения требований к автобусам. «Перед нами на текущий момент поставлена задача максимального обновления автобусного парка. Решая ее, мы ставим условия, которые вправе установить (автобусы 2021 года), и цену в рамках имеющихся лимитов. Если предприниматели решат, что за эти деньги такие требования выполнить нельзя, заявок на конкурсные процедуры не поступит. Тогда мы вернемся к этому вопросу», – рассказал он.

Заместитель председателя Пермской городской Думы Максим Спиридонов ответил на вопрос о возможности найти дополнительные финансовые ресурсы, чтобы увеличить лимиты, которыми располагает администрация.

«Возможности бюджета далеко не безграничны, он дефицитный. Мы понимаем, что нужно привлекать дополнительное финансирование. Те непопулярные меры, которые принимались (повышение тарифа на проезд), на это и направлены. Относительно требований к подвижному составу, считаю, что здесь нужна золотая середина. Мы стремимся, чтобы в Перми были новые автобусы. Говорить об отступлении на несколько шагов назад и допустить старую технику – не совсем корректно», – выступил депутат, председатель комитета по городскому хозяйству.

Александр Стерлягов спросил, рассматривается ли возможность перевода части маршрутов на нерегулируемый тариф, чтобы без снижения требований к подвижному составу соблюсти все нормы и правила.

«Выражу свою позицию, потому что на уровне руководства вопрос не проговаривался. Если закупки не состоятся, с моей точки зрения, лучше балансировать параметры автобусов, нежели требовать новую технику при нерегулируемом тарифе», – ответил Анатолий Путин.

По данным Юрия Свешникова, более 50% автобусов в России старше десяти лет. В Перми подвижной состав куда новее – средний возраст автобуса составляет три года. На маршрутах, которые планируется выставить на торги, курсирует самая «старая» по меркам Перми техника – 2017-2020 годов выпуска.

Объявить конкурсные процедуры администрация Перми собирается в конце марта – начале апреля. После майских праздников – заключить контракты. Начать работу по ним планируется с 1 декабря, то есть у подрядчиков будет время на подготовку.

До объявления торгов обсуждение условий с бизнесом продолжится. Анатолий Путин попросил представителей ТПП подготовить информацию о фактических расходах бизнеса. Александр Стерлягов предложил продолжить работу на площадке консультативного совета, который возглавляет заместитель главы города Эдуард Хайруллин.

Не пропустите:Пермское УФАС включило ООО «Автомания» в реестр недобросовестных поставщиков03 марта 2022, 16:56

Большие станут поменьше.

Заключить пятилетние контракты планируется по автобусным маршрутам: №№ 5, 7, 8, 9, 12, 13, 16, 17, 18, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 28, 29, 30, 33, 34, 35, 38, 39, 40, 41, 44, 47, 48, 49, 54, 56, 57, 58, 61, 62, 63, 65, 68, 69, 70, 73, 75, 78.

Начальник городского департамента транспорта заверил, что объем транспортной работы по ним сохранится. В перспективе, при наличии дополнительных средств, на востребованных направлениях он может быть увеличен – в пределах 10% от стоимости контракта.

Стоит отметить, что на некоторых маршрутах отменяется требование о том, что автобус большого класса должен быть не менее 12 метров длиной. Допустимая величина – 10 метров. По словам г-на Путина, это сделано с учетом пассажиропотока и для того, чтобы «хоть сколько-то привести цену в соответствие с реальными затратами, оставшись в рамках бюджетных лимитов».

Для выставления на торги маршруты распределят по принципу «один лот – один маршрут».

Все новости компаний