Перевозчики судятся с краевым минтрансом из-за стоимости контрактов

Перевозчики судятся с краевым минтрансом из-за стоимости контрактов
В суде пытаются оспорить приказ ведомства об установлении средней стоимости автотранспортной работы. Истцы доказывают, что она была занижена, в минтрансе говорят, что все просчитано научным путем.
Автор:

Перевозчики, работающие на региональных автобусных маршрутах, судятся с министерством транспорта Пермского края. Они просят признать недействительным приказ ведомства от декабря 2019 года, которым утвержден средний норматив финансовых затрат на 1 км пробега транспортных средств. По мнению истцов, минтранс не имел на это полномочий, а величину установил произвольно и занизил ее. Это отразилось на цене контрактов, которые ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» выставил на торги.

Business Class подробно рассматривал на примере одного из лотов, как заказчик рассчитал себестоимость 1 км пробега на основании затрат перевозчиков, вывел начальную (максимальную) цену контракта, а затем уменьшил ее более чем в два раза. Четыре миллиарда превращаются в полтора; 2,4 млрд – в миллиард, и так с каждой закупкой. В конкурсной документации указано, что это сделано в соответствии с бюджетными лимитами.

Истцы же подчеркивают, что сами объемы ассигнований занижены искусственно, так как при их планировании власти опирались на оспариваемый норматив. Каким образом он посчитан, заявителям неясно, так как порядок расчета в спорном приказе не установлен и не указан. Business Class обратился за комментарием в министерство транспорта Пермского края. В ответ там сообщили, что в октябре 2018 года между ведомством и ООО «Агентство дорожной информации «Радар» был заключен госконтракт.

Подрядчик провел анализ действующей маршрутной сети, определял параметры ее оптимизации и производил расчеты, необходимые для перехода с нерегулируемых тарифов на регулируемые тарифы.

«В основу расчета среднего норматива финансовых затрат на 1 км пробега была положена сумма всех затрат на выполнение пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам по регулируемым тарифам с учетом класса транспортных средств. Работы, выполненные ООО «Агентство дорожной информации Радар» по государственному контракту, относятся к научно-исследовательским. И в соответствии со ст. 771 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено договором, стороны обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов. Поэтому раскрывать методику расчета норматива и другие сведения мы не можем», – заявили в минтрансе.

Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов отметил, что отчет о научно-исследовательской работе относится к открытой информации и может быть предоставлен по запросу. «Начальная (максимальная) цена контрактов рассчитывается на основании методических указаний и закреплена приказом Министерства транспорта РФ. Однако во многих регионах используют такую практику: уменьшают размер НМЦК на коэффициент бюджетной обеспеченности», – говорит эксперт.

Не пропустите:В Перми вновь объявлены аукционы на обслуживание автобусных маршрутов20 августа 2021, 07:30

По мнению перевозчиков, ввиду занижения стоимости контрактов большая часть затрат на перевозку пассажиров по межмуниципальным маршрутам будет переложена на плечи подрядчиков, с которыми власти заключат контракты. Предприниматели убеждены, что при заявленной стоимости транспортной работы оплата не сможет покрывать реальные затраты, тем более с учетом необходимого обновления транспортных средств. Других источников дохода у перевозчиков не будет – при переходе на новую транспортную модель выручка от продажи билетов подлежит перечислению в бюджет.

Для больших автобусов в 2021 году норматив составляет 65,28 рубля за 1 км пробега. Примерно по такой «ставке» оплачивается транспортная работа ГУП «Автовокзал». При этом автобусы упомянутого перевозчика приобретены за счет бюджета. Дополнительно предприятие получает дотации на поддержание в нормативном состоянии материально-технической базы. Частные перевозчики должны вкладывать в это собственные ресурсы. По их мнению, при искусственно заниженной стоимости контрактов условиям условия ведения бизнеса частными лицами и государственным предприятием являются неравными.

Согласно картотеке Пермского краевого суда, иск о признании недействительным приказа минтранса подали ООО «Транспортная компания «Автодан» и индивидуальный предприниматель Виктор Гонцов. В краевом суде решили передать его по подсудности в арбитраж, посчитав, что оспариваемое распоряжение не является нормативным правовым актом. Перевозчики подали апелляционную жалобу на это определение.

Кроме того, Виктор Гонцов подал жалобу в Федеральную антимонопольную службу. Он считает, что объединение в один лот семи маршрутов, один из которых (№530) перевозчик сейчас обслуживает, ограничивает участие для субъектов малого и среднего предпринимательства. Он обращает внимание, что включенные в один лот маршруты являются разнонаправленными: из Перми в Добрянский округ, Троицу, Хохловку, Старые Ляды и Сылву. Начальная стоимость работы составляет 1,489 млрд рублей.

В жалобе говорится, что участие в конкурсе является жизненно необходимым для сохранения бизнеса перевозчика. Виктор Гонцов работает на маршруте №530 с 1997 года, и выручка на этом направлении составляет более половины доходов предпринимателя. У него трудоустроены 82 человека, 60% сотрудников обслуживают маршрут №530. Жалоба будет рассмотрена 24 августа.

ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» объявило конкурсы на обслуживание 144 маршрутов. Они разделены на 35 лотов, начальная стоимость которых варьируется от 12,6 млн до 1,5 млрд рублей. Предельный объем средств на оплату по всем долгосрочным контрактам с перевозчиками определен постановлением правительства региона в размере 15,2 млрд рублей. Основная масса межмуниципальных маршрутов по плану начнет обслуживаться по новым контрактам в январе-марте 2022 года.

Все новости компаний