В Instagram довольны. Автобусные маршруты пилотного проекта стали эффективнее

В Instagram довольны. Автобусные маршруты пилотного проекта стали эффективнее
Власти Перми отмечают, что на автобусных маршрутах, вошедших в пилотный проект, повысилась эффективность работы: за один рейс стали перевозить больше пассажиров. Но от убытков это не спасло
Автор:

Начальник городского департамента дорог и транспорта Анатолий Путин рассказал о предварительных итогах пилотного проекта новой транспортной модели, запущенного с 1 мая. По словам чиновника, на старте реформы власти отталкивались от проблем, которые необходимо решить в сфере пассажирских перевозок. По результатам социологических исследований самой распространенной причиной отказа от общественного транспорта является переполненность салона (39,5%). За ней следуют отсутствие комфорта (23,9%) и нерегулярность движения (23,3%).

Перед началом «пилота» приобрели 90 автобусов для муниципального перевозчика, оптимизировали маршрутную сеть, провели аукционы на обслуживание маршрутов по новым правилам – с перечислением выручки в бюджет, ввели систему пересадок и безналичную оплату. По итогам работы в мае-июне администрация сделала выводы о том, насколько оправдались изначальные расчеты. «Пассажиропоток оказался ниже прогнозного на 6%. Пересадки пользуются популярностью, их доля соответствует расчетному значению. Оптимизация маршрутной сети подтверждает свою эффективность. Доля безналичной оплаты растет медленно (на 1% в месяц), но это следствие того, что тариф не дифференцирован», – рассказал Анатолий Путин.

Он подчеркнул, что увеличилась эффективность работы маршрутов: количество пассажиров, перевозимых за один рейс, выросло в среднем на 6,7%. Например, на маршруте №36 автобусы стали перевозить за один раз 78 людей вместо 59 (+33,5%). Сильнее всего показатель вырос на направлении №3, где вместо «пазиков» начали курсировать большие автобусы (+40,3%).

На маршрутах №34 и №60 число пассажиров одного рейса сократилось примерно на треть. Раньше загруженность была предельной, и стояла задача как раз сделать автобусы более свободными. А вот на направлениях №7 и №30 (заменил троллейбус) пассажиропоток упал вопреки планам. В департаменте дополнительно проанализируют ситуацию.

Отметим, что норма заполняемости автобуса в соответствии с решением городской думы – 50%. Согласно рекомендациям минтранса, загрузка одного рейса должна составлять порядка 40 человек. По словам Анатолия Путина, к этим показателям власти и стремятся.

Депутат Геннадий Сторожев поинтересовался, изучала ли администрация субъективное мнение пассажиров об изменениях. «Целевых социологических исследований не проводилось, но можно сделать вывод из тех обращений, которые поступали в департамент. Большинство из них касалось изменений маршрутов в связи с ремонтными работами, а также расписания транспорта. Там, где реально была потребность в увеличении рейсов, это сделано (маршруты №3, 7, 36)», – ответил Анатолий Путин.

Заместитель главы администрации Перми Людмила Гаджиева поделилась своими наблюдениями. «Пару раз прокатилась на двух пилотных маршрутах, пообщалась с водителями, кондукторами и пассажирами. Понятно, хорошие автобусы жители хвалят, – рассказала она. – Если проанализировать отзывы на странице губернатора в Instagram, то в целом тоже люди довольны», – добавила г-жа Гаджиева.

Депутат Вероника Куликова усомнилась в корректности предоставленных администрацией данных о пассажиропотоке, который в 2018 году считался без единой электронной системы учета. Анатолий Путин отметил, что одной из целей пилотного проекта было выяснить, насколько «бумажное» исследование пассажиропотока соответствует реальности. «Данные точно не завышены, а насколько занижены – сказать трудно, так как день ото дня количество пассажиров может колебаться в пределах 10%. Отклонение в 6% считаем достаточно адекватным», – заявил он.

Депутат Владимир Молоковских заметил: «Чтобы говорить о том, что система пересадок пользуется спросом, нужно понимать, а есть ли у людей альтернатива». Г-н Путин пояснил, что на двух маршрутах (№7 и 34) пересадка – следствие их сокращения. На этих направлениях системой пользуются 10-15% пассажиров. В центре, где глобальных изменений маршрутной сети не произошло, на поездки по пересадочным билетам приходится 5-6%.

План по доходам от пилотного проекта выполнили на 85%, соответственно сократилась и оплата работы перевозчиков. Однако расходы все же превышают доходы, и, как отметил г-н Путин, при действующем тарифе маршруты останутся убыточными. Подробнее читайте в материале «Кому 20, кому 40».

Не пропустите:Администрация Перми внесла в думу пакет документов по тарифному меню07 августа 2019, 07:30

Большинство автобусов пилотного проекта стали менее пунктуальными.

Business Class проанализировал данные рейтинга перевозчиков по итогам II квартала 2019 года, опубликованного МКУ «Городское управление транспорта». Для сравнения были взяты пилотные маршруты, часть из которых пришла на смену «тэшкам» (№9 и №23) и троллейбусам (№30 и №50). Еще двух маршрутов год назад вообще не существовало (№2 и №11). Из оставшихся шести большинство продемонстрировали показатели ниже, чем за аналогичный период прошлого года.

Маршрут №3, который много лет обслуживал ИП Красновский, на старте пилотного проекта оказался в аутсайдерах рейтинга по показателю «выполнение последних рейсов» (76,83%). Хуже дисциплина в этом плане только у «тэшек», троллейбуса №5 и автобуса №35. По всем остальным критериям оценка маршрута №3 также снизилась, и в результате в общем рейтинге (90 единиц) он опустился на 78-е место, тогда как по итогам II квартала 2018 года занимал 59-ю строчку.

Еще один маршрут, все показатели работы которого упали по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда его обслуживал ИП Стерлягов, – автобус №36. В 2018 году он замыкал двадцатку самых пунктуальных, а сейчас находится на 58-й строчке рейтинга. На направлении №60 незначительно снизились и регулярность, и выполнение последних рейсов. Зато утром автобусы выходили на линию с большей точностью, вырос и общий показатель выполнения рейсов. Таким образом, маршрут №60 поднялся в рейтинге на пять позиций, заняв 70-ю строчку.

Если у трех упомянутых маршрутов перевозчики сменились с частных на муниципального, то направление №7 перешло от одного предпринимателя к другому. Пассажиры от этого выиграли: все показатели работы заметно улучшились, и маршрут поднялся с 73-й позиции «рейтинга пунктуальности» сразу на 15-ю. Автобусы №34 остались в руках того же бизнесмена, что и год назад. Выпуск первых и последних рейсов увеличился, выросла регулярность. Место в рейтинге маршрут №34 улучшил, поднявшись с 52-й на 37-ю позицию.

Маршрут №62 в оба рассматриваемых периода обслуживал МУП «Пермгорэлектротранс». В 2019 году перевозчик снизил все показатели работы, кроме выполнения первых рейсов. Если утром автобусы своевременно выходили на линию в 97,77% случаев, то последние вечерние рейсы выполнены только на 88%.

Маршрут
Выполнение рейсов, % Регулярность рейсов, % Выполнение первых рейсов, % Выполнение последних рейсов, % Рейтинг, % Перевозчик
2 кв. 2018 2 кв. 2019 2кв. 2018 2 кв. 2019 2 кв. 2018 2 кв. 2019 2 кв. 2018 2 кв. 2019 2 кв. 2018 2 кв. 2019
2 89,05 99,75 95,9 82,5 92,29 МУП «Пермгорэлектротранс»
3* 96,94 90,98 99,97 99,75 97,66 97,45 97,36 76,83 97,66 92,84 ИП Красновский/ МУП «Пермгорэлектротранс»
7* 93,16 98,82 99,81 99,95 93,55 98,52 93,41 100 95,22 99,25 ООО «Арт-стиль»/ ООО «Дизель»
9* 97,19 93,54 98,7 100 96,53 ООО «Урал-Авто»
11* 96,24 99,65 96,28 98,84 97,53 МУП «Пермгорэлектротранс»
23* 97,08 98,77 97,4 100 97,91 ООО «Урал-Авто»
30* 98,07 99,77 96,45 98,85 98,49 МУП «Пермгорэлектротранс»
34* 98,12 97,22 99,27 99,93 98,4 100 96,72 97,33 98,34 98,32 ИП Мирзамухаметов/ ООО «Дизель»
36* 98,93 95,7 99,98 99,93 99,04 97,47 99,66 96,54 99,33 97,23 ИП Стерлягов/ МУП «Пермгорэлектротранс»
50* 98,9 100 100 100 99,45 МУП «Пермгорэлектротранс»
60* 90,32 93,65 99,72 99,7 91,32 93,23 96,47 96,34 93,85 95,69 ООО «ПАП-3»/ МУП «Пермгорэлектротранс»
62* 94,8 90,4 99,98 99,76 94,13 97,77 93,42 88 96,15 93,7 МУП «Пермгорэлектротранс»

Источник – МКУ «Гортранс».


По словам начальника городского департамента дорог и транспорта Анатолия Путина, на показатели муниципального перевозчика повлияли два фактора. «Когда водители пересели с троллейбусов на автобусы, понадобился адаптационный период. Кроме того, маршруты ПГЭТ идут через центр, где из-за ремонта этим летом перекрыты важные участки дорог, – прокомментировал он. – Думаю, что объективные данные будут по итогам работы перевозчиков в III квартале», – добавил г-н Путин.

Частники помогают.

Депутат Александр Филиппов рассказал, что МУП «Пермгорэлектротранс выиграл контракты на обслуживание маршрутов на сумму 350 млн рублей, для их исполнения требуется 110 единиц техники. Предприятие же имеет только 90 автобусов. «Часть работы – на 170 млн рублей – «пересдали» коллегам-частникам. Без проведения каких-либо конкурсных процедур», – заявил он.

Анатолий Путин пояснил: «Заключение контрактов на большее количество автобусов, чем планировалось приобрести, связана с тем, что при расценках, предложенных на аукционе, периоде действия договоров и требованиях к транспортных средствам, конкурсные процедуры не заинтересовали частных перевозчиков»

Все новости компаний