Город
  1. Город
 23 июня 2016, 16:29  

Не все парковки одинаково полезны

Не все парковки одинаково полезны
Business Class сравнил процесс внедрения платных парковок в Перми и Екатеринбурге. Теоретически пермские власти учли основную ошибку коллег. Но процесс уже занял почти вдвое больше времени

Созданием системы внесения платежей за парковку в Перми займется «Ростелеком». Оператор определился вчера. Комиссия рассмотрела вторые части заявок пермского филиала «Ростелекома» и московской компании НТЦ «Измеритель». Как рассказал начальник «Пермской дирекции дорожного движения» Максим Кис, последнюю отклонили, и «Ростелеком» стал победителем отбора. Отбор инвестора был объявлен позже, чем планировалось. Кроме того, продлевались сроки подачи заявок. В результате сроки внедрения проекта пришлось сдвинуть на полтора месяца. Планируется, что парковки в центре города станут платными с 15 августа. В преддверии запуска проекта «bc» вспомнил его историю и сравнил подход к платным парковкам в Перми и Екатеринбурге.

Срок внедрения:

Екатеринбург – 10 месяцев.

Активно обсуждать появление на центральных улицах Екатеринбурга платных парковок начали в конце лета 2013 года. Тогда городские власти разместили заказ на сайте госзакупок, цена контракта - 18,5 млн рублей. На эти деньги необходимо было купить и установить 20 парковочных автоматов, оборудование для хранения данных, серверный шкаф, программное обеспечение, два мобильных терминала контроллера, а также обустроить два автоматизированных рабочих места. В мэрии говорили, что паркоматы заработают с начала 2014 года. Затем срок перенесли на апрель, позже – на конец мая. Параллельно в мэрии искали банк, который будет обслуживать паркоматы. Оборудование было установлено, но не востребовано. Запустили его 26 мая 2014 года.

Пермь – более 1,5 лет.

«Пермская дирекция дорожного движения» представила проект платного паркинга в конце 2014 года, полагая, что летом 2015 года пермяки начнут платить за парковку в центре города. Проект показался «сырым» как главе города Игорю Сапко, так и депутатам. Однако в первом чтении его все-таки приняли, решив, что проблема назрела и надо приступать к ее решению. После нескольких переносов сроков в качестве даты запуска названо 15 августа 2016 года.

Стоит отметить, что еще 2012 году пермские власти провели эксперимент с ограничением парковки по времени и признали его удачным. Уже тогда предполагалось, что в перспективе «ограниченные» парковки станут платными.

Способы оплаты:

Екатеринбург – три варианта

На момент запуска системы один паркомат обслуживал 25-30 парковочных мест. Существовало несколько способов оплаты – по SMS, с помощью банковской карты и Е-карты. При этом сенсорные дисплеи паркоматов «глючили», владельцы сим-карт не всех сотовых операторов могли оплачивать парковку по SMS, и за оплату этим способом, ко всему прочему, взымалась комиссия. Еще один минус – паркомат не принимал наличные и карты с магнитной полосой. Разобраться с оплатой парковки первое время помогали волонтеры. Но помощников, по словам автомобилистов, не хватало.

Пермь – пять вариантов

  • Платежные терминалы
  • Абонементы
  • SMS-сообщения
  • Сайт (мобильное приложение)
  • Паркомат (банковская карта)

Чтобы оплатить парковку с помощью SMS необходимо отправить сообщение на специальный номер, указав госномер автомобиля и предполагаемое время стоянки. Если автомобилист решит уехать со своего места раньше, то нужно послать второе SMS, чтобы прервать парковочную сессию. В таком случае ему вернется часть неизрасходованных денег.

Аналогичным образом парковка оплачивается с помощью мобильного приложения. Разница в том, что предварительно нужно зарегистрироваться на специальном сайте и пополнить свой личной счет, с которого будет списываться плата за парковку.

При оплате через паркомат также нужно указать номер машины и время стоянки, а затем оплатить необходимое количество часов с помощью банковской карты. Паркомат, по словам Максима Киса, – наименее удобный способ оплаты. Поскольку, во-первых, до него нужно дойти (как правило, паркомат один на 40-100 парковочных мест). Во-вторых, этот способ оплаты не предполагает возможности вернуть деньги, если автомобиль простоял на парковке меньше, чем планировалось.

Оплату наличными пермские власти предусмотрели – сделать это можно через платежные терминалы.

Не все парковки одинаково полезны

схема размещения паркоматов

Стоимость парковки:

Екатеринбург – 30 рублей в час, 10-15 минут бесплатно.

Пермь – на этапе запуска 15 рублей в час, первые 15 минут фактически бесплатно. Стоимость будет корректироваться в зависимости от заполняемости парковок.

Штрафы за неоплату:

Екатеринбург – от 1000 до 3000 рублей. Но никому из автовладельцев «письма счастья» пока так и не пришли.

Пермь – 1000 рублей.

Система контроля:

Екатеринбург – фактически не работает из-за проблем с механизмом передачи данных о нарушителях

Отсутствие реальной возможности наказать неплательщика – пожалуй, самый жирный минус системы в Екатеринбурге. Поначалу между парковочными зонами ездила белая Lada Priora. Факт парковки сопоставлялся с наличием оплаты. Но автомобилистов это не пугало. Они продолжали оставлять машины в центре и игнорировать необходимость оплаты. В городской администрации говорили, что процесс парковки и оплаты станут контролировать комплексы «Паркон».

Позже выяснилось, что паркоматы в Екатеринбурге, не согласованы с областной ГИБДД. «База данных номеров автомобилей есть только у ГИБДД, и они не имеют права раскрывать эти данные, – цитировал E1.RU председателя Комитета по защите прав автомобилистов Свердловской области Дмитрия Ларионова. Администрация должна заключить договор с ГИБДД по их предоставлению. Но, насколько мне известно, соглашения всё ещё нет. Администрация технически не в состоянии наказать нарушителей правил парковки и, судя по всему, вынуждена прикрываться тестовым периодом» – отмечал он. Городские власти же утверждали, что создают базу самостоятельно по фотографиям нарушителей, которые делает «Паркон». Позже администрация города разработала механизм передачи данных о нарушителях – через областной Минтранс в ГИБДД. Но штрафы, по словам главы администрации Екатеринбурга Александра Якоба, начнут приходить только после того, как методика будет отработана.

Пермь – полномочия по выдаче штрафов дали специальным административным комиссиям. Механизм передачи данных учитывает опыт Екатеринбурга

Летом прошлого года Максим Кис подчеркивал, что краевые власти должны передать на уровень города полномочия по созданию административных комиссий, которые будут штрафовать нарушителей правил парковки, «чтобы не повторять ситуацию, которая произошла в Екатеринбурге». На сегодняшний день необходимые полномочия у города есть. Для того чтобы получить информацию о владельце автомобиля, комиссии необходимо обратиться к базам регистрации транспортных средств. Администрация подписала соглашение с ГУВД о предоставлении этой информации в рамках административного процесса.

Не все парковки одинаково полезны

Доходы от платных парковок:

Екатеринбург – 11,5 млн рублей в год.

За полтора месяца платные парковки принесли в бюджет Екатеринбурга 900 тысяч рублей. За 2015 год автомобилисты отдали паркоматам 11,5 миллионов рублей, сообщал председатель Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Сергей Яскевич.

Пермь – примерно 27,7 - 29,9 млн рублей в год

Администрация утвердила предельный объем средств, на исполнение контракта с оператором платных парковок: в В 2017 году – максимум 27,7 млн рублей. С 2018 по 2021 год ­– до 29,9 млн рублей. Всего 156,2 млн рублей. Однако победитель аукциона «Ростелеком» в ходе торгов снизил стоимость до 155,4 млн рублей. По истечении срока договора с инвестором систему внесения платежей, в том числе и паркоматы, передадут муниципалитету. Максим Кис ранее пояснял, что по условиям соглашения с подрядчиком, который создаст и будет обслуживать систему платных парковок, оплата его услуг происходит только после того, как в бюджет поступают соответствующие средства от платных парковок. «Сначала город получает доходы – потом несет расходы», – заверил он.

Сложности:

Екатеринбург – нарушителей по-прежнему не штрафуют, паркоматы не принимают наличные

Паркоматы до сих пор не принимают наличку – такая оплата требует инкассации, а это слишком дорого. За оплату по SMS взымается комиссия.

Глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб и премьер-министр области Денис Паслер договорились о создании подразделения, которое будет выписывать штрафы за неоплаченную парковку. В конце февраля 2016 года подразделение было создано. С просьбой предоставить доступ к базе данных, которая позволит установить имя и адрес проживания владельца авто, обратились в МВД. Штрафы автомобилистам начнут приходить только тогда, когда доступ будет открыт.

Пермь – перенос сроков и жалобы в УФАС

В Перми внедрять систему платных парковок решили за счет инвестора. Компания-оператор обязана обеспечить парковки необходимыми дорожными знаками и информационными щитами, установить паркоматы, серверное оборудование и программное обеспечение для работы СВП. Оператору необходимо также заключить соглашения с банками-эквайерами, операторами мобильной коммерции, агрегаторами интернет-платежей и поставщиками услуг платежных терминалов, запустить интернет-портал, чтобы обеспечить разные способы оплаты парковки.

Городская администрация подготовила проект изменений в постановления, касающиеся платных парковок. Мэрия Перми предлагает установить запуск платных парковок в центре Перми на 15 августа. Ранее ожидалось, что автомобилисты, оставляющие машины на центральных улицах, начнут платить за стоянку с начала июля. Кроме того, постановление о ведении транспортных средств инвалидов, для которых на парковках выделят 10% бесплатных мест, вступит в силу с 1 августа, а не с 20 июня. Аналогичным образом перенесены сроки начала действия документа, утверждающего виды и порядок приобретения абонементов, которыми можно будет оплачивать парковку со скидкой.

Стоит отметить, что пермской администрации пришлось отстаивать правомерность муниципального контракта с инвестором в УФАС. Управление рассмотрело и признало необоснованными жалобы двух компаний, которые в итоге не приняли участие в аукционе. 20 июня в УФАС поступило еще одно заявление от ООО «ПРМ-Сервис» (в торгах она тоже не участвовала). Как рассказали в УФАС, вчера общество отозвало свою жалобу.

Все новости компаний