Пермская гордума приняла три документа, регламентирующих появление и работу платных парковок. Как проект будет развиваться дальше?

– На майской пленарке была пройдена важная веха, которая определила основные правила создания и использования парковок, в том числе платных, – это порядок организации парковок, методика определения платы и документ, дающий департаменту дорог и транспорта полномочия по контролю за использованием парковочных мест. Теперь частными документами нужно определить, во-первых, границы платного парковочного пространства и тарифных зон внутри него. Во-вторых, депутаты решили, что на местах для инвалидов, выделенных на платных парковках, люди с ограниченными возможностями могут оставлять машины бесплатно. Для этого нужно получить соответствующее разрешение, поэтому сейчас нужно определить порядок ведения реестра транспортных средств инвалидов и создать условия, чтобы люди могли получить эти документы. В-третьих, автомобилистам предоставлена возможность приобретать абонемент, стоимость которого на 20% ниже, чем при разовой оплате. Конкретные же виды абонементов – на рабочую неделю, месяц и так далее, а также правила их покупки администрация должна определить отдельно.

Когда можно будет переходить к практическим действиям по внедрению платных парковок?

– Над тремя документами, описанными выше, будет работать администрация. Согласно принятому думой порядку организации парковок, они должны быть утверждены до конца октября. Тогда же мэрия вновь пойдет с проектом в городскую думу. Появление платных парковок влечет расходы и несет доходы. Депутаты должны оценить это соотношение и принять решение о внесении изменений в бюджет.

Параллельно идет работа на уровне края. Принят закон об административных правонарушениях, установивший штраф в размере 1000 рублей за неоплату платной парковки. Далее краевые власти должны передать на уровень города полномочия по созданию административных комиссий, которые будут штрафовать нарушителей. Документ о передаче полномочий необходим, чтобы не повторять ситуацию, которая произошла в Екатеринбурге. Там муниципалитетом была установлена ответственность за невнесение платы за парковку, но привлекать водителей к этой ответственности было некому. Получилось, что вроде и платить надо, но если не платишь, тебе ничего за это не будет.

Пока весь этот большой блок из перечисленных нормативных документов не будет проработан, никаких практических действий по реализации проекта платных парковок не начнется.


"Нельзя, чтобы получилось, как в Екатеринбурге, когда платить вроде бы и надо, но необязательно"


Вы говорили о разделении парковочных мест на тарифные зоны. Как это будет происходить: можно ли установить цену для отдельной улицы или деление должно быть более крупным?

– Сейчас нельзя сколько-нибудь обоснованно предположить, какие участки будут более востребованными у автомобилистов, а стоимость парковки напрямую зависит от заполняемости мест. Предусмотрены процедуры, когда шаг за шагом с интервалами в три месяца цены будут корректироваться в зависимости от востребованности парковки. Первоначально во всем центральном планировочном районе будет установлена единая тарифная зона. Когда мы получим и проанализируем статистические данные, то сможем дробить ее на меньшие участки, стоянка на которых которые будет стоить по-разному. Порядок организации парковок, который приняли депутаты, допускает разделение и по улицам, и по более крупным участкам. Но мы понимаем, что если величина тарифа будет существенно отличаться на одной улице, то автомобили просто переедут с дорогой улицы на соседнюю, более дешевую. Поэтому участки должны быть достаточного размера, чтобы минимизировать такие пограничные эффекты.

С появлением платных парковок водители начнут парковаться во дворах в центре города. Проект организации парковок предполагает, что ТСЖ и ТОС нужно информировать о проводимых мероприятиях. Как это поможет им?

– Поведение водителей будет разное. Одни спокойно встанут на парковку и оплатят ее, другие будут искать любые способы этого не делать. Например, станут оставлять машины на подъездах к платной зоне. Часть для поездок в центр предпочтет личному транспорту общественный. Появятся и те, кто, не желая платить, попытается припарковаться в ближайшем дворе, и депутаты обратили на это наше внимание. Подчеркну, что речь идет о частной территории, поэтому выбор метода решения проблемы – это дело ее владельцев. Мы со своей стороны предупреждаем их о возможности появления желающих припарковаться, а также подготовим для ТСЖ и ТОС памятки, инструкции и методические материалы о том, что они могут сделать в такой ситуации.

А что они могут сделать?

– На мой взгляд, есть несколько стратегий. Первая – установить ограждения, шлагбаум, пропускную систему: пускаем только своих, и точка. Можно на автомобилистах заработать – пускать на пустующую в дневное время территорию и брать с них за это деньги. В этом случае собственники территории сами установят размер платы. Наша задача – проинформировать, как сделать это правильно. Последняя модель поведения называется «А мы не будем ничего делать» – будем страдать и говорить, что у нас во дворе паркуются и это плохо. Тактика эта, к сожалению, довольно распространенная, и мы не можем помешать людям ее избрать. Жить на неблагоустроенной территории, по которой ездят машины, – это их право, но мы примем все меры, чтобы люди могли навести порядок, если захотят.


"Если в ТСЖ захотят, то на платных парковках можно даже заработать"


Перейдем к дорожной ситуации в целом. В 2013 году в интервью Business Class вы сказали, что улично-дорожная сеть справляется с нагрузками. Справедливо ли это утверждение сегодня?

– Самая напряженная ситуация на дорогах наблюдалась в конце 2014 года. Если в межпиковое время можно было говорить о том, что улично-дорожная сеть справляется с нагрузками, то в часы пик, особенно если происходило ДТП, заторы в центре города выходили за границу нормального. Конечно, значительный вклад в создание пробок вносят сами водители, выезжая на занятые перекрестки. В целом по состоянию на сентябрь-декабрь прошлого года ситуацию я бы оценил как сложную. В связи с чем и стало актуальным создание платных парковок, поскольку это не только механизм справедливого распределения парковочных мест, но и способ ограничить использование индивидуального транспорта.


"Кризис сократил пробки в Перми"


В этом году проблем с пробками стало больше или наоборот?

– В 2015 году ситуация изменилась под действием глобальных факторов: снижение экономической активности населения привело к тому, что количество перемещений по городу на автомобиле несколько сократилось. По данным сервиса «Яндекс. Пробки» каждый затор в часы пик в этом году оценивается в среднем на балл ниже, чем в прошлом. Исключение составляют ситуации, когда перекрывают важные транспортные узлы или случаются критичные ДТП. Таким образом, на данный момент можно говорить, что улично-дорожная сеть справляется с нагрузками. Но если с улучшением экономической ситуации объем продаж автомобилей и их использования вернется на докризисный уровень, а тогда количество перемещений по городу ежегодно увеличивалось на 11%, то еще два-три года – и начнутся настоящие сложности.

Когда завершатся работы на объектах, которые сейчас реконструируются, насколько возрастет «мощность» дорожной сети?

– Каждая реконструкция ведет к локальным улучшениям. Если речь идет о таких крупных объектах, как площадь Восстания или улица Советской Армии, которая строится «с нуля», то такие связи дают мощный эффект. Но обращу внимание, что нет таких городов, которые обеспечивали бы комфортные условия для передвижения значительной части населения именно на индивидуальном транспорте. Даже такой ориентированный на автомобилистов город, как Дубай и американские мегаполисы, которые изначально имели такую же установку, меняют приоритеты в сторону общественного транспорта. Что говорить о Перми – в пределах существующей застройки мы не сможем расширить улично-дорожную сеть пропорционально увеличению числа автомобилей.

Получается, Перми тоже нужно переориентироваться?

– Нужно сохранить соотношение между индивидуальным транспортом и общественным и работать над повышением удобства пользования последним. Не лишая человека возможности пользоваться автомобилем, если он готов нести соответствующие затраты.

Насколько мне известно, сейчас проводится «инвентаризация» проектов организации дорожного движения. Каковы результаты этой работы?

– Да, идет детальный пересмотр проектов. Мы определяем способы парковки на каждом конкретном участке улично-дорожной сети. В процессе выявляются устаревшие запреты и вводятся новые.

Какие, например?

– В ближайшее время появятся запреты на парковку вблизи перекрестков в центре города, таких, например, как перекресток улиц Ленина и Островского. Автомобилистам запретят оставлять автомобили на участках размером 20-25 метров от перекрестка. Ограничения вводятся для того, чтобы обеспечить движение через перекресток в две полосы и увеличить количество транспорта, которое будет проезжать по нему за время горения зеленого сигнала светофора (подробнее о новых правилах остановки и стоянки см. справку – «bc»).

В ходе пересмотра проектов выявляются участки, где напрашивается реконструкция, потому что изменением правил не обойтись?

– Длительное время в Перми места для парковки организовывались хаотично, по принципу «больше парковочных мест хороших и разных». При каждом переводе жилого помещения в статус нежилого обязывали собственника организовать парковку, и делал он это по своему усмотрению: «резал» карманы между столбами и деревьями, на месте газонов. В результате профиль улиц в Перми представляет собой причудливую линию, для которой даже знаки, указывающие, как нужно парковаться, установить проблематично. Поэтому, глядя на некоторые кварталы, мы понимаем, что без реконструкции здесь не обойтись. Если говорить о центре города, то это касается значительной части улиц. Выправление профилей позволило бы не только создать дополнительные места для парковки, но и организовать нормальное движение, а также уменьшить количество источников грязи на улицах, которую машины «развозят» с газонов.

Реконструкция профилей центральных улиц, где появится зона платной парковки, входит в планы на ближайшие два года?

– Мы не увязываем организацию парковок и мероприятия по реконструкции. Платные парковки будут вводиться «как есть», а по мере того, как подойдет запланированный срок реконструкции улиц, скорректируем зону парковок в соответствии с новыми проектами.

Какие улицы из пока не вошедших в план требуют реконструкции профилей?

– В первую очередь, на мой взгляд, это улицы Советская и Петропавловская.

Вернемся к платным парковкам. Бурно обсуждался вопрос о том, где оставлять машины тем, кто не хочет платить за парковку. Каким вы видите ответ на него?

– Разные города выработали разные решения проблемы. Первый вариант – это перехватывающая парковка, которая появляется на подъезде к платной зоне и, как правило, тоже является платной, но более дешевой. Второй – это внеуличная стоянка, до которой нужно доехать, но оставить там автомобиль на весь день стоит меньше, чем парковка у дороги. Еще один путь – пользоваться общественным транспортом для поездок в центр.

В настоящий момент внеуличных стоянок не хватит на всех желающих покинуть дорогу, но спрос на это услугу, мы надеемся, породит предложение, и на неиспользуемых сейчас участках появятся парковки. Кроме того, застройщики задумаются, как реализовывать объекты, если на осваиваемой территории нет мест для парковки. Возможно, и владельцы существующих стоянок захотят установить устройства, которые позволят парковаться не в один ярус, если появится спрос.

Появление муниципальных парковок в Перми возможно?

– Резервы для создания парковочного пространства на муниципальных землях небольшие, но есть. Если предоставление услуг парковки за пределами парковки станет выгодным, возможно, появятся и муниципальные парковки, но бесплатными они не будут, тем более в центре города. Перехватывающие парковки также могут появиться только как платная услуга, которая будет оказываться водителям. Никто не обязан предоставлять парковочные места бесплатно.

Но все-таки муниципалитет надеется, в первую очередь, на частную инициативу?

– Прежде всего, да. Заранее построить муниципальные парковки и ждать, что на них появится спрос, бюджетная ситуация не позволяет.
Справка Business Class В Перми усилился контроль за нарушителями правил остановки и стоянки. Совместно с ГИББД администрация организовала патрули, которые занимаются эвакуацией транспортных средств, припаркованных с грубыми нарушениями правил – на тротуарах, пешеходных переходах, под запрещающими знаками. За время работы совместного патруля количество машин, отправляемых на специализированную стоянку, увеличилось в два раза: за день эвакуируют 50-60 машин. В дальнейшем эвакуаторы будут работать активнее. Еще один метод борьбы с нарушителями – мобильная фотофиксация. Фотофиксаторы перемещаются по улицам в центре города и ведут съемку. Эти данные передаются в полицию, в центр автоматической обработки административных правонарушений, где выписываются постановления об уплате штрафа. Каждое из устройств фиксирует до 100 нарушений в день. Фиксируются и те случаи, когда машины припаркованы неправильно даже в разрешенном месте. «Если знак «Способ парковки параллельный», то нельзя парковаться перпендикулярно и наоборот. Многим кажется безобидной парковка на въездах и выездах, так как там нет запрещающих знаков, но их и не должно быть, потому что в ПДД прямо сказано, что на проезжей части парковаться нельзя, а выезд с прилегающей территории – это тоже проезжая часть», – говорит Максим Кис. В 2015 году изменились правила движения в части остановки и стоянки. В прежней редакции было указано, что водитель должен парковаться параллельно проезжей части, если иное не установлено знаком или конфигурация дороги не предполагает иной постановки транспортных средств. «Поэтому человек зачастую рассуждал так: знак не стоит, а мне удобно оставить машину перпендикулярно. Ничего страшного, что треть машины находится на полосе для движения, ведь если меня попытаются привлечь к ответственности. Я объясню, что конфигурация кармана способствовала тому, что я так припарковался. Сейчас ситуация изменилась кардинально: теперь во всех случаях водитель обязан ставить машину параллельно – за исключением тех случаев, когда установлены специальные знаки», – подчеркивает г-н Кис.