Александр Валерьевич, сейчас не самые легкие времена: пандемия, локдауны. Когда было сложнее – раньше при кризисах, которые мы все помним, или сейчас?
– За 30 лет мы сталкивались с различными кризисами, и уже имеем опыт их успешного преодоления. Нас всегда выручала наша стратегия развития – это консервативный подход и умеренный аппетит к риску. Сейчас многие пытаются ответить на вопрос, когда бизнесу было сложнее: при прошлых системных кризисах или сейчас, в пандемию. Я думаю, объективно сложнее сейчас. Если раньше все понимали, что трудности серьезные, но они носят временный характер, то нынешняя ситуация совершенно непредсказуема. С таким видом ограничений еще никто не сталкивался, и ни у кого нет четкого ответа, как скоро ситуация нормализуется.
Ваш банк с момента основания специализируется на поддержке малого и среднего бизнеса (МСБ). Почему был выбран именно такой подход?
– Действительно, банк специализируется на поддержке малого и среднего бизнеса с первого дня работы. Со своей миссией мы определились сразу – еще в далеком 1991 году, когда в России только зарождались новая экономика и частный бизнес. Банки росли как грибы – только к концу 1991 году их было уже около 1600 – но до цивилизованного рынка было еще далеко. Мало кто по-настоящему интересовался проблемами собственников, вникал в суть процессов, а ведь малый бизнес – это основа любой развитой экономики. Нам сразу стало очевидно, что предпринимателям нужны серьезная поддержка, качественные сервисы и надежность. Именно эту нишу мы и заняли.
Разумеется, наш банк – универсальная кредитная организация и предоставляет полный спектр услуг не только юридическим, но и физическим лицам. Однако наша экспертиза и подход к малому бизнесу действительно уникальны.
Расскажите подробнее. Что так важно малому бизнесу?
– Конечно, важны индивидуальный подход, нешаблонные решения в сложных ситуациях, гибкие условия и реальная поддержка. Но и это еще не все. Не каждый банк, например, готов выехать на предприятие, чтобы вживую увидеть, как работает бизнес, чем он «дышит», а мы это делаем. У наших клиентов есть возможность оперативно связаться с топ-менеджером банка, чтобы решить какую-либо срочную проблему. Это нормальное человеческое отношение, но его так не хватает в наше время. Многие клиенты с нами уже более 20 лет, а это значит, что у нас все получается. Нас ценят не только за наши сервисы, но и за доброжелательное отношение, комфортную атмосферу в банке.
В последние годы, особенно с началом пандемии, МСБ поддерживаются льготными государственными программами. Так ли это необходимо?
– Мы постоянно анализируем обратную связь от наших клиентов и знаем, благодаря чему им удается «выживать» в непростые времена. Назову основные аспекты. Да, безусловно, это государственные программы поддержки предприятий наиболее пострадавших отраслей. За полтора года таких программ было несколько, и мы приняли участие во всех. Все меры господдержки мы дополняем собственным пакетом инструментов (возможность реструктурировать ранее оформленные кредиты, льготы и специальные условия для юридических лиц и др.). Поддержка поддержкой, но самим собственникам я рекомендую не прекращать оптимизацию расходов (например, за счет арендных платежей), провести ревизию своих партнеров и подрядчиков, постараться перевести бизнес в онлайн, если это возможно. И тогда все это в совокупности поможет продержаться до лучших времен.
СДМ-Банк отмечает свое тридцатилетие. Что вы приготовили для своих клиентов?
– В сентябре мы запустили юбилейную кампанию, а рамках которой радуем наших клиентов новыми продуктами. В частности, в честь 30-летия у нас появилась лимитированная карта с уникальным дизайном в стилистике советской живописи 20-х годов. Кстати, наши зарплатные клиенты получают ее бесплатно.