cookie:
Экономика
  1. Экономика
 17 мая 2019, 07:00   2693

Картой в чай. Пермские рестораторы задумываются о сервисах по переводу «безналичных чаевых»

Картой в чай. Пермские рестораторы задумываются о сервисах по переводу «безналичных чаевых»
​Рестораны переживают за официантов: любовь клиентов платить по безналу оставляет персонал без чаевых. Сервисы для прямого перевода денег официантам пока не приживаются.
Автор:

Посетители пермских ресторанов готовы оставлять чаевые, но все чаще не могут это делать из-за отсутствия наличных в кошельке. На Западе активно используются сервисы прямых перечислений денег официантам, но в России это не распространено, в том числе из-за проблем с налогообложением.

По словам пермских рестораторов, сегодня более половины посетителей стараются оставить чаевые. «У нас таких 60%. Размер чаевых не 10%, как в Европе, а скорее 4-5% от стоимости заказа. В денежном эквиваленте это 100-300 рублей, – говорит совладелец ресторана Rob Roy Николай Канищев. – В целом культура посещения ресторанов в Перми развивается, поэтому посетители все более охотно оставляют «на чай». Чаще всего таким образом они благодарят заведение за сервис, кухню и т.д. То есть если что-то не понравилось, человек точно не оставит денег. В этом смысле поведение отличается, например, от США, где обязательно нужно оставить чаевые».

Как у них?
В США не оставить официанту «на чай» считается дурным тоном. При этом чаевые здесь – одни из самых высоких в мире: до 15-20% от заказа в зависимости от штата и заведения. Например, в барах оставляют 1-2 доллара за напиток, а в штате Вирджиния размер чаевых может достигать 50% из-за того, что здесь они составляют основную зарплату официанта.
Средний размер чаевых в Европе составляет 10% от чека. Как правило, в северных странах он ниже.
В Японии вообще не принято оставлять чаевые. Мало того, это считается оскорблением. В японских заведениях обслуживание уже включено в стоимость каждого блюда. Также организовано меню и в китайских ресторанах.
В Великобритании зачастую заведения также включают чаевые в счет, но оставлять вознаграждение официанту все равно считается нормой.

С ним соглашается и Юрий Пирожков, совладелец сети RestUnion (развивает заведения «Халва», «Тсуру», Zlata Husa, Casa Mia). «Постепенно такая практика становится привычкой. Сегодня пермяки делают это более охотно, чем, к примеру, 10-15 лет назад. Но все достаточно индивидуально – одни соблюдают европейскую планку в 10% от счета, а кто-то оставляет не больше 100 рублей вне зависимости от стоимости заказа. Но в среднем, на мой взгляд, чаевые в пермских заведениях составляют от 5 до 10%», – анализирует Юрий Пирожков и добавляет, что посетители не оставляют «на чай» по трем причинам: если никогда этого не делают, остались недовольны едой и сервисом или не имеют наличных.

Ресторатор Алевтина Тютикова отмечает, что многие посетители приходят в заведения из-за сервиса, за который готовы платить. «За время работы ресторан-бара Sister's Bar появились постоянные клиенты, приходящие к «своим» официантам, иногда просили, чтобы обслуживали конкретные люди», – рассказывает она.

Некоторые посетители ресторанов и кафе в Перми импровизируют и оставляют чаевые очень необычным способом, у иностранцев и вовсе своя манера. «У нас были забавные случаи, когда чаевые оставляли подарками или в долларах и юанях. А как-то за кружку пива официанта отблагодарили суммой пять тысяч рублей. Также мы отметили особенность заграничных гостей – в Европе они привыкли оставлять чаевые в размере 1-2 евро монетами, и в Перми, по аналогии, они также давали «на чай» монетами, но уже российскими. Получалось некое несоответствие их представлениям о соразмерности валют – на наши деньги эти чаевые составляли 10-12 рублей», – вспоминает г-жа Тютикова.

Сегодня все больше пермяков оплачивают заказы в ресторанах и кафе с помощью банковской карты. За год количество тех, кто расплачивается безналичным способом, выросло в несколько раз, иногда достигая 100% от всех ежедневных счетов. Люди в принципе отказываются от наличных денег и практически не оперируют ими. Для официантов это создает угрозу остаться без чаевых, тогда как это существенная часть заработка.

По словам Николая Канищева, размер чаевых официанта по итогам месяца зависит от уровня заведения. «Если это ресторан наподобие Rob Roy, то, как правило, на эту часть приходится 30% от заработной платы. В баре доля несколько ниже – 15-20%», – говорит Николай Канищев.

В западных странах уже давно популярностью пользуются сервисы, с помощью которых официанту можно перевести чаевые безналичным способом – на личный счет или электронный кошелек. В России тоже есть ряд таких приложений. Но в Перми они не имеют активных пользователей.

Одно из таких приложений – Plazius – подразумевает безналичный расчет в кафе и ресторанах. Его запустил Сбербанк в нескольких кафе в Москве в 2016 году. При оплате посетитель может вбить сумму вознаграждения для официанта, она поступит в его личный кошелек в системе «Яндекс.Деньги». Еще одно приложение запустил Тинькофф банк. С помощью EasyTips Club клиент оставляет чаевые с карты, а также оценивает качество обслуживания в кафе и салонах красоты. За это он получает баллы, которые затем можно потратить в заведениях.

Пермские рестораторы соглашаются, что подобные технологии будут развиваться. Но на данный момент существует препятствия законодательного характера.

«Несмотря на то, что пермяки готовы оставлять чаевые, проблема часто в том, что они не имеют наличных для этого. Нам нередко говорили: «Хотим оставить, но можем только перевести на банковскую карту». Получается коллизия с налогообложением, поскольку чаевые в таком случае не проходят как часть зарплаты официанта», – объясняет Алевтина Тютикова. Юрий Пирожков предполагает, что наличие приложения не решит проблемы с налогами: «Пока непонятно, как эти деньги будут попадать под налогообложение и не станут ли восприниматься как дополнительная зарплата».

Николай Канищев считает, что подобное приложение будет плюсом как для официантов, так и для посетителей. «Сейчас 80% оплаты заказов в наших заведениях проходят по банковской карте. Популярность безналичного расчета оборачивается тем, что гости не всегда оставляют чаевые – даже при желании. Просто потому, что нет наличных денег. Мы не исключаем возможности использования приложения, с помощью которого гости могли бы перевести определенную сумму на личный счет или электронный кошелек официанта», – резюмирует ресторатор.

С чаем на отдыхе.

По данным сервиса путешествий Туту.ру, почти 30% путешественников не оставляют чаевых. А остальные поощряют рублем, долларом или другой валютой официантов, горничных и другой персонал сферы услуг. Как показал опрос, туристы охотнее всего оставляют чаевые официантам в кафе (22%). 11% опрошенных благодарят таким способом горничных в отеле. При этом треть (33%) оставит чаевые, если обслуживание очень понравилось.

Картой в чай. Пермские рестораторы задумываются о сервисах по переводу «безналичных чаевых»

Данные: сервис путешествий Туту.ру.
Поделиться:
Все новости компаний