Экономика
 21 августа 2018, 16:00   1789

10 лет подождать. Business Class узнал, когда на пермских улицах появится беспилотный транспорт

10 лет подождать. Business Class узнал, когда на пермских улицах появится беспилотный транспорт
​Владимир Макаренко, директор по развитию компании Fort Telecom, – о том, когда на улицах Перми появится беспилотный транспорт, что нужно для создания «умных дорог», а также объяснил, при каких условиях это может привести к хаосу
Автор: Ольга Полякова

Этим летом беспилотные автомобили из разряда утопических идей перешли во вполне реальную плоскость. В июле «Яндекс» и правительство Москвы подписали соглашение о развитии этого вида транспорта, в ноябре начнется строительство первого участка трассы для беспилотных автомобилей, а пермская компания Fort Telecom выиграла грант на создание устройств для «общения» беспилотников между собой. Со временем тенденция будет транслироваться в регионы. Business Class узнал у директора по развитию компании Fort Telecom Владимира Макаренко, как скоро в пермском транспорте живых водителей заменят программы-роботы.

10 лет подождать. Business Class узнал, когда на пермских улицах появится беспилотный транспорт

Когда, на ваш взгляд, на дорогах Перми появятся беспилотники?

– Полагаю, в Прикамье беспилотный транспорт должен появиться в течение 10-15 лет. Сначала беспилотные технологии будут внедряться на коммерческом транспорте в сегменте грузовых перевозок. Потом в пассажирских перевозках и таксомоторных марках. В последнюю очередь они появятся в личном пользовании у автолюбителей. При этом беспилотный транспорт никогда полностью не займет автомобильный рынок, так как всегда найдутся люди, которые предпочитают водить машину сами.

Что нужно для реализации проекта?

– Для запуска «умных» автомобилей необходима инфраструктура. Если сейчас на улицах появятся тысячи беспилотников, то они парализуют город. Такие автомобили должны двигаться по выделенным полосам для SDV (Self Driving Vehicles), так как их скорость ниже, чем у обычных автомобилей, они не делают остановок и пока не умеют напрямую «общаться» (обмениваться данными) с пилотируемыми автомобилями.

Должны быть созданы автоматизированные парковки для SDV. Беспилотные такси, к примеру, «Яндекс» или UBER, которые лет через семь станут привычным явлением в крупных городах, должны знать, куда встать, чтобы высадить пассажира. Для этого на парковке нужны датчики наличия автомобиля. Оборудовать такими устройствами стоянку несложно – просто закопать в землю, и они сами определят, есть ли над ними металл. Если нет, то место свободно и автомобиль может занять его. Данные передаются по LoRaWАN сетям на сервер, используя минимальное количество электроэнергии.

Какие первоочередные действия по интеграции беспилотных автомобилей в транспортную систему регионов?

– Первым этапом реализации проекта по запуску беспилотного транспорта должно стать создание сетей RSU (Road Side Unit) вдоль всех основных маршрутов движения беспилотников. Именно на создание такого устройства недавно выиграла грант компания Fort Telecom. Не только V2V устройства (Vehicle to Vehicle – передача информации между транспортными средствами) должны быть на каждом автомобиле, но и вдоль всех маршрутов движения каждые 600-800 метров должны стоять V2I (Vehicle to Infrastructure) устройства (RSU), которые обеспечат связь между машинами и дорожной инфраструктурой. Без создания такой инфраструктуры беспилотники будут двигаться, как слепые котята.

Какие инвестиции потребуются?

– Сейчас в России 988 тысяч км дорог с твердым покрытием, из них 50 тысяч км – федеральные трассы. Эти маршруты рассматриваются как потенциальные для создания транспортных коридоров, по которым планируется запустить беспилотные грузовики. Исходя из длины дорог и частоты расположения устройств можно сделать вывод, что для их оснащения понадобится примерно 31 тысяча RSU. Каждый из них будет стоить около 70 тысяч рублей. Со временем понадобятся не только RSU, но и фундаментально новые типы заправок, автомоек, парковок и станций технического обслуживания – потенциал для частных инвестиций сложно переоценить.

Несмотря на такие затраты, в конечном счете использование самоходных фур в перевозке грузов позволит экономить компаниям на одном транспортном средстве до 1 млн рублей в месяц. Беспилотный грузовик не ограничен 40-часовой рабочей неделей, он может двигаться круглые сутки, ему не нужен тахограф (обязательное устройство контроля режимов труда и отдыха водителей), а время доставки груза сократится втрое.

Следовательно, беспилотные машины окажут серьезное влияние на развитие экономики страны. Исключив из цепочки водителя, которому надо спать, есть, платить зарплату, у компании остается только обслуживание грузовика. По этой причине все инвестиции, которые сейчас в эту сферу вкладываются, оправдываются. Но на беспилотный частный пассажирский транспорт мы пересядем только лет через 30-40.

Возникает много вопросов относительно безопасности таких машин на дорогах. Каким будет законодательное регулирование данной сферы?

– Ряд компаний вместе с автомобильными институтами разрабатывают к 2019-2020 годам поправки к Техническому регламенту таможенного союза, который будет регулировать в том числе и беспилотный транспорт. Первая законодательная база должна появиться уже в следующем году. В США, к примеру, аналогичный Self Driving Act принят с 2017 года.

Уже этой осенью начнется тестирование инфраструктуры для беспилотников на трех участках российских трасс федерального назначения. Первой из них станет трасса М11 Москва – Санкт-Петербург. До конца года по ней должен проехать первый беспилотный грузовик.

Какая задача здесь у Fort Telecom?

– Наша задача – создать устройства, которые позволят общаться беспилотным автомобилям между собой, а также с инфраструктурой и пилотируемыми автомобилями. Не только «видеть» соседей по потоку, но и «знать», что происходит за поворотом, на ближайшем перекрестке и даже в другом конце города, мгновенно адаптируя свой маршрут и поведение. Именно в этом задача технологий V2V. Первым этапом мы создадим устройства для наземной инфраструктуры, после чего отработанную технологию применим для создания OBU (On Board Unit) – устройств для установки в автомобилях. Благодаря проекту ЭРА-ГЛОНАСС в этом у нас достаточно опыта.

В нашей стране всегда было две проблемы – дураки и дороги. Со второй разбирается Росавтодор, а с первой попытаемся справиться мы, создавая сети для беспилотных автомобилей.

В мире 53 города, в которых либо уже тестируют самоуправляемые машины, либо власти собираются разрешить их испытания. В феврале 2018 года после сильного снегопада беспилотная машина компании «Яндекс» впервые проехала по улицам Москвы. В июне беспилотный автомобиль «Яндекса» преодолел 789 км, доехав от Москвы до Казани. В компании считают, что ближайшие 12 лет беспилотные технологии изменят городскую транспортную систему, стерев грань между такси, каршерингом, личным и общественным транспортом.По оценкам экспертов, в будущем беспилотный транспорт позволит снизить количество несчастных случаев на дорогах на треть, так как причиной 90% аварий является человеческий фактор.

Фото на главной: Flickr.com/ Artyom Schetnikov.

Поделиться:
Все новости компаний