Город
  1. Город
 05 августа 2018, 07:00  

​Время делиться. Обозреватель Business Class – об итогах недели

​Время делиться. Обозреватель Business Class – об итогах недели
В ядре событий назревают конфликты будущего. Некоторые опасны только на первый взгляд

Новость недели, которая затронула больше всего, пожалуй, – грядущее прекращение выпуска ракетных двигателей для «Протона» на одноименном пермском предприятии.

Стоит признаться: космос был одной из немногих оставшихся сфер (помимо балета и художественной гимнастики), где международное преимущество грело душу обывателям. Однако орбитальные полеты (не говоря о межпланетных, которые со времен лунохода не очень нам удавались) – штука затратная, и почивание на лаврах здесь было скорее вынужденным. Нужно ли удивляться, что настойчивые китайцы и изобретательная SpaceX и иже с ними обошли на повороте нашу индустрию запусков. И вот один из мощнейших носителей оказался не у дел. Ситуацию еще спасают полеты пилотируемых аппаратов (иначе на МКС не добраться), но, насколько известно, над этим в компании «Илона Маска» и NASA тоже работают – сомневаться в успехе не приходится.

Обидно, что отставать в гонке мы начали в самое неподходящее время: если все пойдет по плану, в ближайшие годы за приемлемую (сперва для эксцентричных богачей, а затем – и для более консервативной публики) цену вполне можно будет отправиться в околоземное пространство и тем, кто профессиональным космонавтом не является.

Что ж, похоже, для пермского «Протона» в ближайшие годы будет важнее, сможет ли наша страна запускать на орбиту горстки плутония – по баллистической траектории...

Тем временем в Перми продолжается обсуждение транспортной модели. Нет, ничего нового по сравнению с идеями, заложенными в генплане, не появилось. Пикантность ситуации придает невозможность дальнейшего распределения маршрутов между частными перевозчиками. Власти пытаются использовать открывшееся «окно возможностей», чтобы переформатировать отрасль: организовать сбор выручки в городскую казну, внедрить учет пассажиров и прочее… Благие намерения ведут в известном направлении, и освещение события выявило интересную деталь: проект смутно обоснован экономически и содержит нестыковки в цифрах. Это, видимо, какая-то особенность пассажирских перевозок: в них все время что-то не удается посчитать, и, возможно, именно этим отрасль обязана своим существованием. Впрочем, быть может, речь шла лишь о том, что модель предусматривала несколько вариантов увеличения тарифа – от 22 до 28 рублей. Идею гневно отвергли и запустили расчеты на второй круг. Примерно так же, помнится, начиналось обсуждение повышения пенсионного возраста и налогов...

Тем временем, судя по публикациям, смежная сфера междугородних автобусных сообщений на наших глазах уступает место каршерингу. Власти с тревогой смотрят на происходящее: перевозка попутчиков балансирует на грани предпринимательства, но рубить идею на корню нет ни резона, ни возможности. Между тем, урбанисты видят в совместном использовании автомобилей (причем – в еще более радикальном виде) не «окно», а «дверь» возможностей. Наряду с комфортабельным рельсовым транспортом оно, возможно, составит костяк систем городских перевозок в будущем. И правда: если присмотреться, большинство автомобилей в час пик перевозят, помимо водителя, от нуля до одного пассажира, и в условиях наблюдаемой динамики цен на бензин положение вполне разумно изменить. Если, конечно, попытка «отбить» часть расходов на заправку не признают преступлением.

И это главное, что проглядывает среди новостей недели: реальность, как и правила (включая законы), вокруг все отчетливей меняются, но направления изменений далеко не всегда совпадают. Повышение налогов, когда жизнь становится все дороже, а зарабатывать становится все сложнее, разработка мудреных процедур и правил, когда приложение в смартфоне уже с успехом решает вопрос... Эти противоречия содержат зачатки конфликтов, которые, возможно, уже скоро будут определять нашу жизнь, поставят перед выбором, о котором раньше и не задумывались. И, видимо, его придется делать – раз уж улететь с этой планеты (по крайней мере – на «Протоне») мы пока не можем.

Все новости компаний