Политика
  1. Политика
 29 мая 2018, 07:00  

«Посмотреть на себя с другой стороны». Интервью с Геннадием Тушнолобовым

«Посмотреть на себя с другой стороны». Интервью с Геннадием Тушнолобовым
Геннадий Тушнолобов, председатель краевой КСП, – о главной задаче ведомства, самых проблемных министерствах и кардинальных изменениях в палате
Автор:

Business Class побеседовал с председателем Контрольно-счетной палаты Пермского края Геннадием Тушнолобовым и узнал, какие нововведения в ближайшее время ждут ведомство, как выстраивается работа с региональным правительством и почему главная задача – сохранить деньги в казне.

Геннадий Петрович, в феврале вы стали председателем КСП. Какие итоги за время работы в этой должности можете подвести?

– В апреле мы представили депутатам Законодательного собрания отчет о деятельности КСП за 2017 год. Для этого пришлось погрузиться во все процессы, которые проходили в предыдущие годы. В следующем году подача отчета будет другой. Уже сейчас мы ушли от обычной текстовой информации с огромным количеством цифр и подготовили презентацию с основными выводами по всем отраслям, расставили акценты и, самое главное, постарались показать в отчете, какие виды предложений и корректировок в нормативно-правовые акты (НПА), законы Пермского края, постановления правительства необходимо вносить, чтобы эффективно использовать финансовые ресурсы. То есть сделали то, чем и должна заниматься КСП. Теперь мы всегда будем стараться наглядно показывать основные выводы и проблемы в отраслях, которые существуют при использовании финансовых ресурсов.

Кроме того, у КСП обновился сайт, предполагается, что вся информация будет в открытом доступе. Какие еще нововведения ждут палату? Какие цели стоят перед вами как руководителем?

– Думаю, на разработку нового сайта понадобится еще месяца два. Это будет совершенно обновленная платформа: результаты проверок и итоги заседания коллегии органа будут в открытом доступе на сайте. Также будем задействовать и КСП муниципальных образований, чтобы интересующийся процессами человек мог с ними ознакомиться.

Главной задачей ставлю не только открытость и гласность, но еще и выстраивание контактов с различными органами власти. В частности, сейчас на заседаниях контрольно-счетного органа при рассмотрении отчетов мы стали приглашать представителей правительства и Законодательного собрания. В присутствии руководителей профильных министерств происходит детальный разбор отчета или акта, в котором есть какие-то проблемы. Раньше рассмотрение документов было сугубо внутренним делом КСП, сейчас межведомственная дискуссия позволяет, как правило, сделать более квалифицированные выводы. На мой взгляд, и обратная связь от правительства в таком случае – более четкая и своевременная.

Как представители власти реагируют на совместную работу?

– Реакция правительства и депутатов положительная. Сегодня прежде чем выносить тот или иной документ и зная, что будет рассматриваться конкретный вопрос профильного ведомства, министры приходят заранее, и на площадке КСП мы обсуждаем проблему. Это нельзя назвать вызовом на ковер или чем-то подобным: мы вместе находим оптимальное решение по подготовке нормативных документов, чтобы сохранить бюджетную стабильность.

Вы долгое время возглавляли правительство края, теперь, наоборот, контролируете его со стороны. Чувствуете разницу?

– Разница, конечно, очень большая. За два с половиной месяца работы в КСП я посмотрел сам на себя со стороны. Иногда, видя неправильно принятые решения или плохо подготовленные документы, я задаю себе вопрос: неужели мы так же работали в правительстве? Взгляд на себя со стороны позволил по-другому оценить работу в целом.

Всегда ли рекомендации КСП выполняются?

– Процентов на 80-90 выполняются.

Какие крайние меры может предпринять КСП в том случае, если нарушения не устраняются?

– Сегодня все хотят слышать, что кого-то поймали, арестовали, посадили. Но главная задача КСП – сохранить бюджетные средства Пермского края либо средства, направленные из федерального бюджета. Исходя из этого, мы и выстраиваем работу. Когда уже совсем ситуация плохопонимаемая, возможны и уголовные дела, но это крайний случай. Сейчас в результате совместного обсуждения с членами правительства стали появляться интересные решения: люди добровольно возвращают деньги в казну. Такое в истории было очень и очень редко. А сейчас при рассмотрении проблемных вопросов на коллегии палаты или в рабочем порядке ситуация изменилась в лучшую сторону.

Как выстраивается работа контрольно-счетной палаты?

– У нас есть годовой план, он разбит по кварталам и по месяцам. В него включены все виды проверок государственных программ, бюджетов и других нормативных документов, обеспечивающих итоги исполнения бюджета края. За каждым аудитором закреплены направления. План выполняется практически на 100%, иногда даже добавляем пунткы в работу. Это связано с поручениями федеральной КСП, правоохранительных органов, Законодательного собрания. Плюс ко всему дополнительные вопросы появляются после выездных заседаний парламента. Мы на эти предложения реагируем и включаем в план. Проверки могут быть в виде информационно-аналитического материала либо контрольного мероприятия, также проводим совместные мероприятия с правоохранительными органами. Проверка считается законченной после утверждения на коллегии КСП.

В ходе проведения контрольных мероприятий в 2017 году КСП выявила 574 нарушения на общую сумму 3, 8 млрд рублей.

– Зачастую такой объем нарушений связан с тем, что нет критериев неэффективного использования бюджетных средств. К примеру, по существующим нормативам, если объект не сдан, то весь объем средств, потраченных на него, будет считаться неэффективным использованием денег. А причины несдачи объекта разные: объективные или субъективные, и все это влияет на затягивание сроков. Чтобы неэффективное использование оценивалось по другому – должна быть результативность, а не просто констатация: объект не введен, значит, неэффективно. Поэтому очень большие суммы уходят в неэффективное использование.

Сейчас вместе с правительством работаем над нормативными документами, которые позволят давать правильную оценку эффективности использования бюджетных средств. Планируем решить этот вопрос в течение года.

Наибольший объем нарушений зафиксирован в сфере физкультуры и спорта, дорожного хозяйства, образования и науки. Почему, на ваш взгляд, больше всего нарушений в этой сфере?

– В сфере физической культуры и спорта такое количество нарушений объясняется сложностями при сдаче крупных объектов – стадионов. Проблема связана и с тем, что полномочия по вводу в эксплуатацию – у муниципалитетов, но возможность управления этими процессами у местных властей ограничена: нет специалистов и тому подобное. Спортивные объекты, как правило, возводятся на общие средства – через софинансирование разных уровней бюджетов – краевого и муниципального, к примеру.

Очень часто объект построен либо с большими дефектами, либо вообще не построен. В некоторых случаях это приводит к возбуждению уголовного дела. Один из последних примеров – Суксун, где правоохранительные органы возбудили дело по статье о хищении денежных средств, выделенных на строительство межшкольного стадиона и физкультурно-оздоровительного комплекса.

В капитальном строительстве проблемы, которые в результате приводят к дополнительным финансовым затратам, задержкам сдачи объектов, нарушениям требований законодательства, возникают на самых первых этапах разработки проекта. Речь идет о подготовке исходных документов, разработке и согласовании проектно-сметной документации (ПСД). В том числе поздно выдается ПСД или она некачественная, кроме того, при формировании инвестиционной программы на год в нее попадают стройки, необеспеченные ПСД. И после – практически на каждом этапе возникают проблемы, связанные с низким качеством документации, плохим взаимодействием ведомств и низкой квалификацией работников.

Как сейчас взаимодействуете с профильными министерствами, чтобы избежать большинства ошибок?

– Министерство транспорта очень хорошо сработало в эти два месяца, постарались отреагировать на все замечания. Пересмотрели очень много нормативных документов. Минстрою все это еще предстоит сделать. Мы со своей стороны помогаем. Я поставил задачу аудиторам: критикуешь – напиши рекомендацию, что нужно исправить, чтобы стало лучше, или какой нормативный документ необходимо подкорректировать. Потому что написать, что все плохо, – это легко. Но перед нами ведь другая задача стоит: не просто обозначить проблему, но и предложить пути решения. На сегодня определен ряд государственных программ в качестве приоритетных: здравоохранение, моногорода, дорожное строительство. Там мы будем вести усиленный мониторинг. Пока он не на самом высоком уровне. Сейчас отслеживаем все процессы, которые ведутся, и участвуем в них. К примеру, изучили организацию фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) в других регионах,

все наработки передали в краевой минздрав. Нужно понимать, что в Пермском крае особые условия: это и большая территория, и различные горно-геологические и климатические условия в разных частях региона. Сегодня результатов по этим приоритетным направлениям, в первую очередь, ждет население. Поэтому наша задача – совместно с правительством организовать работу так, чтобы появились результаты. Но в части изменения в сфере строительства больших иллюзий я пока не строю. Это исторически самая слабая отрасль в Пермском крае наравне со здравоохранением. Сохраняются проблемы отсутствия квалифицированных кадров в отрасли, в материальной базе строительного комплекса, организации процессов и так далее.

То есть надо полностью реформировать отрасль?

– Надо не менять, а корректировать. Поменять все легко, а вот совершенствовать – это другое.

Это в принципе задача КСП или это задачи, которые вы поставили перед краевым органом?

– В КСП Пермского края аудиторы очень высокого уровня, поэтому команда готова к такой работе.

Как взаимодействуете с муниципальными КСП? Какие проблемы сегодня у местных палат? У краевой КСП есть механизмы их решения?

– КСП в муниципалитетах – это отдельная тема. Работа точно выстроится по-другому. Особый контроль будет осуществляться над дотационными районами. Сейчас мы отслеживаем, собираем информацию, проводим совещания с местными органами. Сегодня в Прикамье есть такие примеры, когда муниципальные КСП, подводя итоги исполнения бюджета, не нашли ни одного нарушения.

Какие еще изменения ожидаются в КСП?

– Сейчас мы совершенствуем технологическое обеспечение: устанавливаем новые программы и технику, обучаем людей. Вообще мыслей по совершенствованию органа много, во всех направлениях. Обсуждаем их с губернатором, он оказывает поддержку.

Все новости компаний