Экономика
 22 мая 2018, 14:25   1130

Борьба с пробелами. Марина Жунич (Google Россия) о программе «Бизнес класс»

Борьба с пробелами. Марина Жунич (Google Россия) о программе «Бизнес класс»
Марина Жунич, директор по взаимодействию с органами государственной власти Google Россия, – о программе «Бизнес класс», особенностях пермских предпринимателей и о том, чего им не хватает

Когда у Google возникла идея запустить программу «Бизнес класс», как долго шли к ее воплощению? Проект только российский или реализуется и в других странах? Если только в России, то почему именно здесь решили запустить?

– Google реализует различные инициативы по поддержке МСП-сектора по всему миру. В основном они нацелены на решение таких важных задач, как снижение уровня безработицы, стимулирование роста компаний, выход на внешние рынки. Многие направлены на развитие деловых компетенций среди предпринимателей.

Борьба с пробелами. Марина Жунич (Google Россия) о программе «Бизнес класс»

В России мы вместе со Сбербанком запустили программу «Бизнес класс». С ее помощью как опытные, так и начинающие предприниматели могут получить необходимые знания в удобном для них формате. Пилотный проект стартовал в 2016 году в Татарстане. Сегодня к программе подключились уже более 30 регионов, в том числе и Пермский край, где проект проходит при поддержке правительства региона.

Мы хотим, чтобы российское бизнес-сообщество лучше разбиралось в современных технологиях и обладало всеми необходимыми навыками для успешного масштабирования или создания своего дела. Поэтому мы и запустили такой проект.

Google вышел с проектом уже в 36 регионах, какой интерес проявляют предприниматели?

– В рамках «Бизнес класса» нам хотелось бы привлечь максимальное количество участников со всей России. Поэтому мы посчитали нужным прийти в те регионы, где есть наибольший потенциал для развития микро- и малого бизнеса.

В целом мы видим большой интерес к проекту со стороны представителей МСП: более 217 тыс. человек подали заявки на участие в программе. При этом 85% выпускников готовы рекомендовать курс своим коллегам. Около половины действующих предпринимателей также отметили значимые изменения в бизнесе после завершения проекта.

Есть ли отличия между предпринимателями в разных частях России? Есть ли такие особенности у пермяков?

– Каждый регион уникален по-своему, и мы стараемся учитывать особенности местных предпринимателей, их интересы и наиболее популярные сферы деятельности при подготовке материалов курса. Пермский край – один из самых активных регионов с точки зрения развития малого бизнеса. Большинство предпринимателей работают в сфере розничной и оптовой торговли, а также производства, но мы видим большое желание развивать и другие отрасли, например, ИТ, культуру, социальное направление. Так, в ходе другого проекта Google «Вдали от столиц» мы встретили много интересных идей от пермских предпринимателей. К примеру, частный музей авиации, «Пермское монетное подворье» с чеканкой сувенирных монет, проект возрождения мозаичного искусства, мультимедийного туризма.

В «Бизнес классе» уже зарегистрировались более двух тыс. человек из Пермского края, Кировской области и Удмуртской Республики. На протяжении всего проекта мы будем регулярно получать обратную связь от участников и дорабатывать программу с учетом их пожеланий.

Проект в первую очередь рассчитан на микробизнес? На определенные отрасли?

– «Бизнес класс» нацелен на поддержку микро- и малых предприятий из самых разных отраслей. Среди участников программы есть и представители электронной коммерции, розничной торговли, индустрии красоты и спорта, промышленного производства, строительства и инжиниринга.

Благодаря курсу владельцы небольшого бизнеса смогут проанализировать слабые стороны своих компаний, а также выбрать грамотную стратегию для их оптимизации и продвижения. А новички пройдут программу, направленную на создание бизнес-плана, регистрацию и развитие своего дела с нуля.

Чего больше всего не хватает нашим предпринимателям? Знания, веры в себя, общения?

– Российский малый бизнес, в том числе технологический, обладает большим потенциалом для роста. Так, недавно Google совместно с Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) и международным исследовательским агентством OC&C Consulting провел исследование экосистемы ИТ-стартапов в России. Согласно его результатам, в России работают около 700 технологических стартапов разной стадии развития. В среднем на 1 млн человек городского населения приходится шесть ИТ-стартапов. Большинство из них заняты в электронной торговле (15%) и сфере финансовых технологий (13%).

При этом основными причинами неудач предприниматели чаще всего называют нехватку знаний, практического опыта и деловых связей. Наш курс поможет устранить пробелы в понимании базовых направлений ведения бизнеса: маркетинга и продаж, моделирования и исследования рынка, финансов, продвижения, юридических аспектов, правил управления персоналом. Для освоения материала понадобится примерно 1-3 свободных часа в неделю.

Кроме того, участники режима «интенсив», прошедшие специальный отбор, смогут посетить очные мастер-классы в Перми, обсудить с ведущими бизнес-экспертами России свой прогресс и определить зоны роста, а также пообщаться с другими предпринимателями края.

За чей счет реализуется этот проект? Есть ли какая-то помощь со стороны государства?

– Программу финансируют Сбербанк и Google. Конечно, проект такого масштаба требует расходов, но, думаю, что лучшая рентабельность инвестиций – это те истории успеха выпускников программы, которые мы видим сегодня. Например, компания «Зифа» из Татарстана, занимающаяся производством и продажей женских аксессуаров. На момент запуска программы у ребят было 22 магазина в Поволжье. «Бизнес класс» помог владельцу систематизировать знания по финансам и продажам. Компания смогла разработать и внедрить новый бизнес-план. На данный момент сеть состоит из 150 филиалов в 90 городах России, Белоруссии и Казахстана. Выручка компании увеличилась в 7,5 раза по сравнению с маем 2016 года. Средний чек вырос в два раза.

Проект поддержан Правительством РФ, и первый вице-премьер Игорь Шувалов неоднократно говорил о том, что программа работает на важную задачу стимулирования культуры предпринимательства в стране. Во многих регионах, где мы запустили «Бизнес класс», мы с удовольствием видим активное участие местных властей и лично губернаторов. Это крайне важно для успеха программы, так как, по данным исследований, малый бизнес часто указывает отсутствие диалога с властью в качестве барьера для развития. Вовлеченность местных властей в задачу информирования малого бизнеса о новых обучающих возможностях повышает результативность программы и стимулирует развитие предпринимательства для пользы и региона, и страны.

Зачем вам этот проект? Что для вас является главным его результатом? Насколько вы довольны его ходом? Есть ли планы по расширению?

– Мы считаем, что малые предприятия являются одним из основных двигателей экономического роста в каждой стране, где мы работаем. Поэтому поддержка малого бизнеса – очень важная задача. Предприниматели, которые постоянно развивают свои цифровые навыки, могут извлечь максимальную выгоду от использования новых технологий. Чем шире их возможности вести бизнес, тем больший вклад в экономику страны они вносят. И тем лучше всем игрокам, в том числе Google.

В рамках «Бизнес класса» нам хотелось бы привлечь максимальное количество участников со всей России. Мы постепенно запускаем программу в новых регионах. Всего до конца 2018 года планируется подключить 45 субъектов. При этом обучение онлайн может пройти любой желающий вне зависимости от места проживания.

Поделиться: