Культура
  1. Культура
 06 апреля 2018, 15:00  

Рецензия: «Первому игроку приготовиться» как путеводитель по новейшей американской поп-культуре

Рецензия: «Первому игроку приготовиться» как путеводитель по новейшей американской поп-культуре

Фильм: «Первому игроку приготовиться»

Режиссер: Стивен Спилберг

12+

В 2045 году мир находится на грани катастрофы. Население планеты играет в OASIS – виртуальную реальность с безграничными возможностями: здесь ты можешь выбрать себе аватар и прожить жизнь, полную приключений. Создатель игры, эксцентричный гений, оставил завещание – тот, кто найдет в игре «пасхальное яйцо», получит все его состояние и управление OASIS. Тысячи людей ринулись на поиски, и среди них – обычный парень Уэйд Уоттс, который понимает замысел создателя игры.

«Первому игроку приготовиться» прежде всего – фильм-признание в любви Стивена Спилберга без преувеличения великой поп-культуре 1980-2010-х годов. Режиссер воплощает здесь мечту каждого гика – увидеть на одном экране Чужого и Терминатора, Фредди Крюгера и Чаки, Дюка Нюкема и Рю.

При этом метод далеко не новый – среди лент, полностью построенных на культурных отсылках, можно вспомнить многие фильмы: от постмодернистской сказки «Шрек» до, прости господи, второсортной комедии «Пиксели». Правда, Спилбергу удалось не только побить рекорд по количеству аллюзий (навскидку, их тут не меньше сотни), но и распределить их со вкусом. Например, в одной из сцен главные герои попадают в фильм «Сияние», а в финальной битве Стальной гигант сражается с механическим Годзиллой – то еще зрелище.

А вот с содержательной точки зрения «Первому игроку приготовиться» вызывает большие вопросы. Главному герою противостоит компания IOI, которая пытается захватить OASIS, используя своих должников в качестве бесплатной виртуальной рабочей силы. Здесь на первый план выходит критика транснациональных корпораций, которой противопоставляется мир игроков-одиночек, искренне погруженных в гик-культуру. Себя режиссер явно ассоциирует с последними, забывая при этом, что является живой легендой Голливуда – конгломерата, который претендует на мировое господство в сфере кино и так же нещадно эксплуатирует людей.

В финале Уэйн обретает возможность навсегда отключить игру, но он не делает этого, несмотря на разруху и хаос в реальном мире. Все мы помним, как 15 лет назад Нео перезагрузил Матрицу и освободил рабов. Но времена изменились – сегодня главный режиссер Голливуда говорит нам, что революция нужна только для того, чтобы убрать врагов режима, Архитектор – это просто уставший мечтатель, а в Матрице, в общем-то, клево, если успевать есть и справлять нужду в реальном мире. Спилберг, остро чувствующий настроения молодежи, говорит нам о ее нежелании жить в реальном мире. И это настораживает не меньше, чем корпоративное господство.

Не пропустите:«Колесо чудес» и «Секретное досье» – две новинки кино, которые заслуживают внимания09 марта 2018, 12:00

Фото: kinopoisk.ru.

Теги:
Все новости компаний