Город
  1. Город
 26 ноября 2017, 07:00  

​Сочинская стена. Обозреватель Business Class – об итогах недели

​Сочинская стена. Обозреватель Business Class – об итогах недели
В будущем Россия может стать похожей на Кубу и Иран, только с зимними видами спорта

Новостью недели (под ее занавес) стал парфянский выстрел Международного олимпийского комитета: Россию лишили выстраданной победы на Олимпиаде в Сочи.

Какие эмоции вы испытываете, читая об очередном допинговом скандале с нашими спортсменами? Беззащитность и беспомощность, несправедливость двойных стандартов и сожаление об отсталости нашей науки? Наверное. Похоже, противопоставить безжалостному (и, быть может, даже ангажированному) тесту на запрещенные препараты нам просто нечего. Бывают, конечно, исключения: по прошествии времени случай с Марией Шараповой, например, все больше похож на иезуитскую рекламу мельдония. Но в целом, видимо, в обозримой перспективе отечественные спортсмены, особенно претендующие на призовые места, будут участвовать в соревнованиях, простите за каламбур, из спортивного интереса.

Потому что это война, товарищи (если у кого-то еще были иллюзии). То есть, конечно, спорт в последние полвека полноценно играет роль площадки для выяснения отношений между нациями и политическими системами: от знаменитой серии СССР – Канада до почти каждой футбольной встречи Германия – Польша, которая, помнится, почти неизменно заканчивается поражением славян и тирадой по поводу влияния Второй мировой на исход матча. В этом смысле, наверное, стоит радоваться, что под предлогом борьбы с допингом не проводится попыток пересмотреть результаты, например, Куликовской битвы (хотя кто его знает – что они там еще замышляют).

Это правило распространяется абсолютно на всех, но в случае с Россией все гораздо серьезнее. На наших глазах строится невидимая стена, ограждающая нас от развитого мира. В полной мере ее «прелести», наверное, смогут оценить те, кому сейчас года 2-3. Да, мы уже сейчас не имеем доступа к каким-то технологиям. Речь не столько об официальных поставках автомобилей «Тесла», сколько о таких насущных вещах, как современные лекарства и технологии. Но через 10, 15, 30 лет эта стена (если хотите – удавка) приведет к тому, что в большинстве сфер деятельности будет наблюдаться непреодолимая технологическая отсталость (будем считать, что сейчас она тоже есть, но преодолимая). Для примера можно посмотреть на такие страны, как Куба с ее знаменитыми автомобильными раритетами и Иран, который, похоже, не может полноценно наладить добычу своей замечательной нефти.

«Ну и пожалуйста, мы сами все придумаем», – здесь не сработает. К тому времени профессора и академики из советских НИИ, которые еще обеспечивали технологический паритет, сойдут с исторической сцены. А современная отечественная система образования, давайте положим руку на сердце, смутно похожа на какую-то ранее неизвестную главу плана Даллеса. Да, плана такого не было, но система-то – вот она. Впрочем, вариться в собственном соку – это не такое уж необычное состояние для нашей страны: если бы не Петр Первый, у нас и сейчас мог быть очередной год «от сотворения мира». Но сейчас пример мы берем с других императоров…

Что же теперь со всем этим делать? Не поступаться же великими принципами, Корсунью (про нее одну лишь уже столько всего духоподъемного понаснимали) и своим видением своей же исторической миссии…

Похоже, в обозримой перспективе нам предстоит и дальше исполнять роль героя анекдота про Василия Ивановича, который роет себе огромную яму, потому что хочет сфотографироваться по пояс, но на коне. Либо записываться в число других некогда популярных героев анекдотов, у которых (научный факт) в родном языке нет слова «война».

Все новости компаний